Гендерное развитие дошкольников

print
Консультация для воспитателей

Гендерное развитие – это процесс  осознания  ребенком своей принадлежности к определенному полу, осознания себя мальчиком или девочкой.

Гендерное воспитание – это организация  условий для воспитания и развития ребенка с учётом принадлежности к определённому полу.

Если пол – это совокупность биологических особенностей человека, то гендер – это набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Это социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами).

Формирование гендерной идентичности проходит в несколько этапов.

К 1,5-2 годам у детей  формируется первичная гендерная идентичность.

В 3 года  дети уверенно относят себя к мужскому или женскому полу, определяют пол своих сверстников, различают мужчин и женщин.

После 4 лет дети  осваивают модель полоролевого поведения, осознанно предпочитают игрушки, связанные с их полом.

К 5-6 годам дети достигают гендерной константности (осознания неизменности и постоянства пола), у них формируется система гендерной идентичности как единства сознания и поведения. Дети  интересуются  различиями полов, своим появлением. Обостряется интерес к атрибутике своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют разные функции в семье и за её пределами, пользуются разной одеждой и предметами.

При нормальных условиях развития ребенок, подражая поведению людей своего пола, осваивает культурно-одобряемые образцы полоролевого поведения. При этом даже несколько утрируют значимость стереотипов поведения своего пола. Мальчики отказываются  играть с «девчачьими» игрушками, надевать одежду «девчачьих» цветов, девочки   отказываются носить «мальчиковую» одежду. Большинство детей используют атрибуты своего пола (одежду, игрушки) в целях хвастовства.

Если родители не дискредитируют в глазах ребенка его пол (например, не говорят, что хотели мальчика, а получилась девочка, не сравнивают его с сиблингом противоположного пола и т.д.), то ребенок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, в которых имитирует действия взрослых своего пола. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогает ролевая игра (в «войну», «дочки-матери» и др.).

Многие педагоги боятся, что мальчики, играющие с военными игрушками, разовьют в себе жестокость и вырастут милитаристами. В одном городе устроили даже акцию: на центральной площади горел костёр,  дети бросали в него военные игрушки, а взамен получали плюшевых зверюшек.

Отказавшись от игрушек, символизирующих для него романтическое отношение к мужеству и героизму (ведь для ребёнка 4-6 лет еще не существует понятия о смерти и убийстве во взрослом смысле этого слова), мальчик  получает положительное подкрепление через получение мягкой игрушки, соответствующей потребностям детей более младшего возраста. Бессознательно ребенок делает вывод, что он должен отказаться от желания стать мужчиной и опять стать беспомощным «деточкой».

Играя с военными игрушками, ребенок-дошкольник присваивает зафиксированный в мифах и сказках образец мужества, присущий благородному герою, отстаивающему позитивные ценности. Оружие, например, волшебный меч или лук, является основным  доступным для использования в игре ребенка атрибутом такого героя. Поскольку другие признаки (например, физическую силу) ребенок присвоить пока  не может, то игрушечное оружие становится единственным знаком, позволяющим стать богатырём или рыцарем.

Игра девочки с куклой помогает освоить роль матери, ухаживающей за ребёнком. Другой, не менее важной стороной женской роли  является роль «красавицы». Потребность быть красавицей у девочек проявляется в массовых эпидемиях рисования принцесс в детских садах и стремлении переодеваться в мамино платье и туфли на высоких каблуках, в интересе к маминой косметике и украшениям. Освоение роли красавицы  даёт девочке ощущение психосексуальной  идентичности и уверенности в себе.

Запрет на удовлетворение этой потребности исказит психосексуальное развитие девочки, внесёт раскол в её сознание, создаст чувство собственной неадекватности.  Запрет на игру в красавицу – это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье.

Этим и объясняется, почему  кукла Барби стремительно завоевала рынок игрушек для  девочек.  Барби – самая настоящая принцесса и другие куклы её заменить не могут.

Но различия проявляются не только в игре. Представим себе выставку рисунков на тему  «Космос».  На ракете прорисованы все сопла, антенны, люки, двигатели. Рядом космонавт. Он стоит спиной, на спине множество разных датчиков. Это рисунок мальчика. А вот схематичное изображение ракеты, рядом – космонавт, на его лице – реснички, губки.  Это рисовала девочка. Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием,  а девочки рисуют людей, чаще принцесс, в том числе и себя.

Если попросить детей нарисовать план окрестностей вокруг дома, то мальчики отражают  большее пространство: больше улиц, дворов, домов, чем девочки.

И для игры девочкам достаточно маленького уголка: они раскладывают перед собой своё богатство – кукол, тряпочки – и тихонько  играют. Мальчики чаще бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., то есть используют при этом всё предоставленное им пространство. Если мало места в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития нужно большее пространство, чем девочкам.

Мальчики – новаторы, мыслят нестандартно и  интересно. Мышление девочек  однотипно, но они  доводят изобретения мальчиков до совершенства. Если попросить детей придумать, как можно использовать пустую бутылку,  первый ответ будет, например, такой: налить воду и взять с собой на прогулку.  Дальше мальчики молчат, а девочки не замолкают, пока не перечислят всего, что можно в бутылку налить: компот, молоко, чай… и куда можно пойти с напитком: в лес, в парк…  Наконец,  тема напитков исчерпана, поднимает руку мальчик: «Можно поливать цветы». После этого девочки придумывают, что ещё  можно поливать из бутылки. Мальчики предлагают сделать из бутылки кеглю, и девочки выдвигают множество предположений, чем в бутылку попадать. Мальчики предлагают сделать вазу для цветов, и девочки подхватывают идею: оказывается, обрезанную бутылку можно использовать как подставку для карандашей, зубных щеток и т.д.

И в учебной деятельности девочки обычно лучше выполняют уже не новые, а шаблонные, типовые задания, но требующие тщательности, проработки деталей. То есть  минимальные требования к новаторству и максимальные – к совершенству  исполнения. А мальчику нужно чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения.

А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или в школе? Мальчик смотрит на парту перед собой  или в сторону, и, если знает ответ, отвечает уверенно. А девочка смотрит в лицо педагогу и, отвечая, ищет в его глазах подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверено.

Мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретной информации (А какое у нас будет занятие?), а девочки для установления контакта (А вы к нам еще придете?).

Выявилось существенное различие в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Слово «молодец» более значимо для мальчиков, слово «умница» — для девочек.

Мальчикам очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, какой момент деятельности оценивается.  Девочкам важно, кто их оценивает и как, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении, для них важно, какое они произвели впечатление.

Время, необходимое для вхождения в занятие, у мальчиков и у девочек разное. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам девочек и объясняют сложный материал, ориентируясь на них. Мальчики раскачиваются долго, на педагога смотрят редко. Но вот и мальчики достигли пика работоспособности.  Но девочки к этому времени начали уставать, и, поскольку у воспитателя хорошо налажен зрительный контакт с ними, он снижает нагрузку. Мальчики пропустили или не поняли материал, т.к.  уровень их работоспособности во время объяснения был низким. Какой из этого выход? Занятия, на которых объясняется сложный материал, имеет смысл проводить отдельно для мальчиков и девочек.

Педагоги часто удивляются, что мальчики не слышат сделанных им замечаний. Это, действительно, так. Если делать мальчикам постоянные замечания, срабатывает механизм сенсорной защиты. Мозг отключается от слов-замечаний. Зато положительные оценки деятельности значимы для мальчика и изменяют его поведение в целом.

Взрослые повседневно увязывают поведение ребенка с его полом:

«Девочки (мальчики) так себя не ведут!» «Ты – мальчик, должен терпеть» «Ты – девочка, должна следить за чистотой» «Как так можно, ты же девочка!». Мальчики и девочки стараются поступать в соответствии с этими «социальными нормами».

Но общечеловеческие ценности ещё никто не отменял. Например, драться плохо не потому, что «девочка», а потому, что нормальный человек не будет решать проблемы с позиции силы. И слезы не всегда нужно сдерживать. Но вот где, когда и каким способом можно позволить себе выход  эмоций, а когда стоит перетерпеть – знать нужно независимо от того, девочка ты или мальчик.

Для развития понимания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что взрослые тоже были маленькими и испытывали трудности этого периода.     Рекомендуется провести  цикл бесед, начав с темы «Каким я был маленьким». Дети обычно с удовольствием припоминают эпизоды своего боле раннего детства, иногда смеются над собой, с  интересом слушают других. Педагоги, рассказывая эпизоды из своего детства, добиваются доверительного отношения детей к себе и демонстрируют единство и общность детей и взрослых. Детям интересно и полезно наблюдать, как воспитатель меняется в их глазах, смеется над своими детскими страхами и переживаниями, делится своей детской мечтой. Цель таких рассказов – не назидание, а объяснение временности  детских проблем, демонстрации понимания, готовности прийти на помощь.

Вторая часть бесед относится к настоящему в жизни ребенка: «Что мне нравится в детском саду», «Что не нравится», «Что меня веселит», «Что меня огорчает», «Чего я боюсь». Важно подвести детей к пониманию важности, ценности их возрастного периода. Допустимо обсудить с детьми проблемы настоящего и показать перспективу.

Третья часть  работы состоит в обсуждении планов на будущее, их желаний, надежд. Темы для беседы: «Каким бы я хотел быть», «Кем я стану, когда вырасту», «Кто их взрослых мне больше всего нравится». Эти беседы развивают воображение, способствуют осознанию желаний и потребностей.

В результате у ребенка формируется осознание своей половозрастной роли, вырабатывается  понимание процесса роста и развития других людей, возникают аналогии, улучшается ориентировка во времени, возникает чувство ответственности.

Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение, подражание. В российских детских садах работают преимущественно педагоги-женщины. Они играют разные социальные роли в развитии мальчика и девочки. Согласно концепции известного психолога Э.Берна, для мальчика женщина – источник его самооценки. Это означает, что мальчиков необходимо морально поддерживать, хвалить, говорить о том, какие надежды на них возлагают взрослые, обращаться к ним за помощью и поддержкой при каждом подходящем случае, привлекать их к активному участию в жизни группы, показывать, что их считают компетентными, сильными, опорой и защитой всех детей в группе. Негативные оценки поведения мальчиков следует свести к минимуму. Если педагог придерживается демократичного стиля общения, то повезло  всем детям, но, в первую очередь – мальчикам.

Для девочки педагог-женщина – модель, образец поведения. Девочки с интересом рассматривают костюм и украшения воспитательницы, оценивают её новую прическу. Чтобы в будущем они были ласковыми,  добрыми, воспитатель должен вести себя именно так,  и девочки обязательно захотят этому подражать.

Педагог-мужчина в детском саду – большая редкость. Но если он всё же есть, то он должен быть образцом для подражания для мальчиков и источником самооценки для девочек. Девочками он должен восхищаться, а мальчиков учить тому, что умеет сам.

То в одном, то в другом городе проводятся эксперименты по раздельному воспитанию мальчиков и девочек. Выясняется,  что мальчики после трудного для педагогов периода адаптации удивительно раскрываются, начинают развиваться, взрослые просто не узнают их. Девочки  при раздельном воспитании тоже достигают   высоких результатов. Труд педагога после выработки определенной методики и некоторого опыта облегчается.   Но ведь нам надо не только дать детям знания и развить определённые психические функции. Нам надо воспитать личность, а воспитать личность можно  только в социуме. И, воспитывая отдельно (тем более, что у многих детей и в семье нет опыта общения с ребенком другого пола), мы можем получить неисправимые психологические проблемы, которые будут преследовать человека всю жизнь.

Ситуации, в которых мальчики  смогут ощутить себя умными, надежными, ответственными, благородными, решительными, смелыми, выносливыми, активными,  а девочки – милыми, нежными, ласковыми, изящными, красивыми, мудрыми,  не нужно специально моделировать. Они должны прививаться детям и во время  режимных моментов, и в игре, и на занятиях. Вот несколько правил, которые рекомендуется соблюдать всегда:

— при движении в парах мальчик всегда слева от девочки;

— если проводятся упражнения типа «паровозик», то  мальчики придерживают девочек за талию, а девочки кладут руки мальчикам на плечи;

— при передвижениях или упражнениях в парах держать за руку должен мальчик девочку, а не наоборот;

— при передвижении через препятствие первым  пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перебраться с препятствие на препятствие, сойти с него;

-крупногабаритное (тяжелое) оборудование переносят мальчики, даже если сразу всё не перенести и приходится идти ещё раз. Девочки могут лишь собрать мелкий инвентарь;

— в играх, требующих анализа и принятия решения, приоритет должен отдаваться мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.

Итак, гендерное развитие –  это развитие ценностного отношения к себе как к человеку определенного пола, формирование дружеского отношения к людям противоположного пола, развитие нравственно-волевых качеств  (как общечеловеческих, так и присущих людям определенного пола), формирование способности к самореализации и раскрытию своих потенциалов.

 

 

Литература

 

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация – М.: «Когито-центр», 1998, – 24 с.

 

Волкова Н.В., Волков Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах – М.: ТЦ «Сфера», 2015, – 128 с.

 

Еремеева В.Д., Хризман Т.П.   Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: «Линка-пресс», 1999 – 183 с.

 

Ефименко Н.Н.  Театр фихзического воспитания. – М.: «Линка-пресс», 1999, – 251 с.

 

Кемпббелл Росс Как на самом деле любить детей – М.: «Знание», 1990, –

130 с.

 

Лосева В.К, Луньков А.И.  Психосексуальное развитие ребенка – М.: А.П.О., 1995, – 52 с.

 

Якобсон С.Г, Соловьёва Е.В.  Дошкольник. Психология и педагогика возраста – М.: «Дрофа», 2006, – 176 с.