Калейдоскоп эмоций
«Люди как реки: каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». (Л.Н.Толстой)
Возможность быть разным, свободно выражать свое внутреннее состояние – основа эмоционального благополучия детей, возможность полноценного роста и развития, необходимое условие активизации защитных сил организма, противостояния неудачам и болезням. И семья является тем тылом, где ребенка всегда любят, понимают, принимают, помогают справиться с проблемами, пережить неприятности, где вместе с ребенком радуются его успехам.
Тестирование показало, что дети наши малоэмоциональны. Жаль. Ведь дети, которые не скрывают свои эмоции, лучше и быстрее справляются с волнением, более спокойны и рассудительны. С сознанием, свободным от гнева и растерянности, ребенок хорошо воспримает все наши объяснения.
Обычно мы не разрешаем детям показывать только отрицательные эмоции. Но куда же делись и положительные?
Если ребенку запрещают выражать негативные эмоции, он пугается своих «вредных» мыслей, чувствует себя виноватым, начинает подавлять все свои мысли и чувства. Любознательность, пытливость ума, творческие способности становятся жертвой этого глобального подавления. Малыш замыкается в себе, перестает проявлять любые эмоции, даже положительные.
Когда гнев не имеет выхода, он обращается против собственного «Я» на глубинном, физиологическом уровне. Это ведёт и к психосоматическим заболеваниям, таким как мигрень, язва, астма, расстройство кишечника, и к невротическим: тикам, энурезу, трудностям в установлении контактов. Конечно, не только гнев является причиной таких заболеваний, но он играет очень существенную роль.
Замаскированный гнев обращается на «общественноприемлемые» цели. Люди, которые ненавидят «всех русских», или «всех нерусских», или «всех интеллигентов», нашли выход для своей подавленной враждебности.
Подавленный гнев может неожиданно разрядиться насилием. Некоторые люди так вытесняют свой гнев, что эта часть натуры становится для них недоступной. Чувства, о которых человек не знает, и которыми не может управлять, превращаются в пороховой погреб. Самые бессмысленные насилия часто совершаются теми, кто ранее был самым вежливым, благовоспитанным, заботливым.
Есть категория детей с глубинными эмоциональными проблемами, часто попадающих в несчастные случаи. Иногда реальная травма менее болезненна, чем переживания ребенка. Иногда дети сами себя наказывают, или хотят получить должное внимание, или стремятся с помощью болезни избежать неприятностей.
Несдержанность в отношениях обычно не так опасна, как атмосфера сгустившейся ярости, где каждый держит себя в руках и внешне предельно вежлив.
Нужно научить ребенка выражать свой гнев без того, чтобы нанести кому-либо вред.
Надо научить ребенка выражать свои чувства: или взрослый может их озвучить, или ребенок может сам рассказать о своих переживаниях. Ребёнок может колотить палкой по подушке или швырять мяч.
Когда он станет взрослым, то после неприятного разговора с раздраженным начальником или эгоистичным родственником разберётся в том, что его разозлило, не сорвет зло на жене и детях, а отвлечет своё внимание длительной прогулкой или будет лупить ракеткой по мячу до тех пор, пока гнев его не утихнет.
Каждый мог наблюдать детей, чрезвычайно бережно относящихся к игрушкам, но агрессивно, порой жестоко обращающихся со сверстниками и животными. Это происходит обычно тогда, когда ребенку, разрушившему постройку, говорят: «Бедный домик! Ты ему сделал больно, ты его сломал! Он теперь плачет и не может встать!» Ребенок может усвоить запрет на разрушение неодушевленных предметов и перенести агрессию на сверстников.
Если предстоят медицинские процедуры, он может собраться с силами и справиться с этой трудной ситуацией, если мы объясним, что с ним будут делать. Иначе естественные в этой ситуации боль и неудобство будут усиливаться предательством со стороны людей, которым он доверял.
Мы говорим: «Ты уже большой, не плачь», «Только маленькие плачут!» «Не бойся, это совсем не страшно!» «Ты же мужчина!» Эти слова означают для ребенка непонимание взрослыми его тревоги, боли, обиды.
Мы утешаем ребенка словами: «Ну, всё уже прошло», «Не болит уже!». От того, что мы отрицаем чувства, они сохраняются на много дольше, чем если бы им дали свободно выразиться. «Тебе больно, ты испуган, ты сильно ушибся», «Тебе страшно, и ты имеешь право плакать» «Хочешь посидеть у меня на коленях?» — ребёнок видит наше сочувствие и учится выражать эмоции.
Иногда, оправдывая свою нерасторопность или нежелание чем-либо заниматься, взрослые упрекают детей: «Ты долго убирал игрушки, времени на прогулку не осталось», «Ты так медленно шел, что автобус уже уехал», «Не слушался – не буду книжку читать». Таким образом, на ребенка навешивается ответственность за то, в чем нет его вины.
Нас может бесить, что ребенок болтает ногой, вертит в руках карандаш, ноет, сосет палец или накручивает волосы на пальцы. Эти привычки выдают глубинное внутреннее напряжение. Мы можем запретить ребенку грызть ногти или ковырять в носу, но тогда придется лечить его от энуреза или заикания.
Если же удастся вытащить наружу тревоги и страхи ребенка, познакомив с калейдоскопом эмоций, то многие проблемы исчезнут.