Развитие воображения у дошкольников

print
Воображение ведущий психический процесс в  дошкольном возрасте

Воображение – центральное психологическое новообразование и ведущий психический процесс в  дошкольном возрасте.   Благодаря воображению ребенок развивается как личность, приобретает социальный опыт, подготавливается  к  школе: представляет действительность в образах и решает задачи в уме, произвольно регулирует собственные  эмоции, восприятие, внимание, память,   планирует и программирует собственную деятельность.

Воображение  позволяет создавать  новые образы на основе ранее воспринятых.  Оно    предполагает, во-первых, видение целого раньше частей и, во-вторых,  перенос функции с одного предмета на другой.

Воображение развивается в игре. Три основных этапа развития воображения: опора на наглядность, использование прошлого опыта,   наличие особой внутренней позиции – совпадают с развитием игры.

В младшем дошкольном возрасте нужна опора на наглядность: воображение неотделимо от восприятия предметов и действий с ними (кубик только тогда становится машинкой, когда ребенок видит его и возит туда-сюда), предметы-заместители похожи на замещаемые.

Творчества пока нет, воображение носит  репродуктивный характер, механически воспроизводит действительность:  то, что впечатлило, вызвало  эмоцию, заинтересовало и запомнилось во время игр,   прогулок,  поездок, просмотра мультфильмов. Дети копируют увиденное. Чтобы дети играли, например,  в магазин, они должны  побывать там, выбирать покупки, везти тележку, взвешивать фрукты и овощи.

Для младшего возраста характерна режиссерская игра. В ней есть сюжет, нет ролей.  Ребенок возит кубик по бортику песочницы, гудит, как машина, нагружает совочком песок,  как экскаватор, разговаривает, как тот или иной персонаж, но при этом не принимает на себя никакой роли,  он не водитель, не машина. Он – мальчик Миша. Варя стрижёт куклу, и пока она  только девочка Варя. Лена  варит кашу, но она не мама, не повар, она – девочка  Лена. Игра обычно состоит  из одного и того же повторяющегося действия  (например, перемешивание каши). Каша сварена – игра закончена.

В 4 – 5 лет ребенок, опираясь на опыт,  планирует свою деятельность. Предметы-заместители уже могут быть не похожи на замещаемые. Ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные сочетания.  Реальность и эмоциональные переживания  могут проигрываться через  героев сказок и мультфильмов. Особенность игры в этом возрасте состоит в  принятии на себя ребенком какой-то роли. Роль непременно связана с  взаимоотношениями людей.  Потому в ней всегда есть отношения взаимосвязанных ролей: мама – ребенок, доктор – больной,  продавец – покупатели. Сюжетно-ролевая игра – внутренне коллективная деятельность, даже тогда, когда ребенок играет один.

Наконец, третий этап (6 – 7 лет) – творческое воображение. Необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация: ребенок играет с теми предметами, которых в действительности нет, может играть вообще без видимых  действий, только лишь представляя их. Вторая особенность игры старших дошкольников – видение целого раньше частей.  Сюжетно-ролевая  игра развивается,  идет от индивидуальной игры  к играм вдвоем со сверстником и, в конце концов, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.    Наиболее инициативные  дети, организуя сверстников на игру и  придумывая новые сюжетные повороты, сочетают  выполнение  игровой роли с  режиссерской деятельностью. Дети сотрудничают, придумывают сюжетные линии. Возможность  изготавливать недостающие атрибуты для игр с помощью бумаги, красок, пластилина, использовать  бросовый материал открывает новые возможности для развития воображения.

Режиссерская игра в 6 – 7  лет не обязательно входит в состав сюжетно-ролевой: девочки  любят играть с маленькими куколками, обустраивая их быт, мальчики – с  супергероями и персонажами мультфильмов. Ролей на себя дети в таких случаях не берут, могут играть «в уме».

 

Чтобы  воображения детей развивалось, нужно дать детям возможность использовать его.

— Отказаться от   игрушечных копий настоящих предметов (инструментов, пиццы,  сосисок…, стиральной  машины)  и бросового материала, который подразумевает только конкретное использование (продукты для игры в  «Магазин»).

— Не стараться приобрести полные наборы масок  и костюмов  для игры-драматизации. Пусть дети учатся передавать характерные особенности персонажей мимикой, жестами, интонацией, кладут пирожки в воображаемую корзинку.

—  Не использовать атрибуты для психологических этюдов или пантомимы.

-Поощрять творческое использование усвоенных в раннем возрасте эталонов.

— На занятиях лепкой, рисованием хвалить за выдумку, фантазию, необычное решение, не рисовать и не лепить  за детей, даже если  результат творчества  будет далеко не идеальным.

— Не  развивать до 5-6 лет логику. Мозгу нужна энергия для наглядно-образного мышления. Оно  позволят детям   решать задачи и ориентироваться в ситуации, не прибегая к практическим действиям в тех случаях,  когда они невозможны,  затруднены или  нецелесообразны. Другого времени  для развития образного мышления не  будет. Основой для развития образного мышления является воображение.

— Играть  с детьми в сюжетно-ролевые игры.

— Играть в специальные  игры, развивающие воображение детей.

 

Волшебный ящик

Цель: развитие  невербального воображения

Ход игры.

Дети сидят по кругу. Взрослый приносит  большой воображаемый  волшебный ящик, ставит  его в центре круга и показывает, как ящик открывается. Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Дети по очереди подходят к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него вытаскивают, а затем  без слов, т.е. одними движениями и жестами, показывают всем, что вынуто из ящика, что  с этим   делать или как  играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из волшебного ящика, он может присоединиться к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.

 

 

Что я делаю?

Цель: развитие  невербального воображения

Материалы: любой  предмет, для которого можно придумать много вариантов использования не по назначению.

Ход игры.

Дети сидят по кругу. Взрослый показывает детям пластиковую  бутылку, рассказывает, что она может превращаться во множество разных вещей.  Дети передают друг другу бутылку,  по очереди выходят в центр круга  и без слов показывают, в качестве чего её можно использовать. Зрители, догадавшиеся, о чем идет речь, должны об этом сказать.

 

 

Волшебная сумка

Цель: развитие  невербального воображения, формирование умения оттормаживать импульсивные действия

Ход игры. Взрослый говорит детям: «Предлагаю вам в игру  «Волшебная сумка». Сядьте, пожалуйста, в один общий круг.

Вот моя Волшебная сумка (показывает  помощью пантомимы, что на полу  стоит большая сумка). Из этой Волшебной сумки я буду сейчас доставать разные вещи. Для того, чтобы вы смогли понять, что  я достала, я буду показывать, как пользоваться этой вещью. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я достала из волшебной сумки, он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все дети встанут, они смогут рассказать, что же они увидели».

 

Дорисовывание

Цель: развитие невербального воображения

Оборулование: листы бумаги, на каждом из которых нарисована замкнутая кривая или  любая другая линия, простые карандаши.

Ход игры. Взрослый говорит детям, что малыши из соседней группы очень любят разукрашивать, но картинки  кончились, ксерокс сломался. Их воспитатель начал рисовать картинки, да не успел, малыши проснулись. Поможете? Дорисуете?

 

Расскажу вам сказку.

Цель: развитие вербального воображения

Ход игры. Воспитатель  говорит, что хочет рассказать детям сказку, на самом деле озвучивает лишь  самое начало, чтобы дети не смогли пересказать знакомый сюжет, например: «Жил-был маленьких щенок. Где он жил?  Однажды утром щенок проснулся, позавтракал и отправился… (Куда он отправился?  Кого щенок встретил?)

Можно предложить детям сочинить сказку и записать её для родителей.

Важно, чтобы все дети принимали участие в сочинении сказки

 

Прочитай письмо

Цель: развитие вербального воображения, способности определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям и объединять несколько изображений единым сюжетом

Оборудование: для каждого ребенка – письмо, в котором схематично изображено 2 – 3 эмоциональных состояния

Ход игры. Почтальон приносит письма, вручает каждому ребенку. Дети читают  их и рассказывают, что они прочитали.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений или предложить детям самим написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания   товарищей.

 

Мышки

Цели: развитие воображения, релаксация

Ход игры. Взрослый говорит детям: «Представьте себе, что к нам в группу прибежали маленькие мышки. Их много, они ручные и не боятся нас. Какого цвета мышки: беленькие   или серовато-коричневые?  У мышек  остренькая мордочка и симпатичные черные глазки, они быстро перебирают по полу четырьмя крошечными лапками. Тем, кто хочет взять мышку в руки, нужно передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этих маленьких зверьков. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату. Если хотите, возьмите мышку в руки, осторожно погладьте и сядьте с ней на своё место. Если брать на руки мышку не хочется, мышка сама подойдет к вам. Просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам… Попрощайтесь теперь со своей мышкой и взглядом  проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.

 

 

На рыбалке

Цель: развитие невербального воображения. Выразительности жестов и мимики.

Ход игры. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов.

Это может быть пустой поплавок или консервная банка, большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро, отдают кошке, отпускают).

 

 

История на кубиках

Цель: развитие вербального воображения

Оборудование: кубики с разными  картинками на каждой грани

Ход игры. Дети по очереди бросают кубики и придумывают историю по  картинкам на их верхних сторонах.

 

 

Нарисуй другое, не такое

Цель: развитие  творческого воображения

Оборудование: простые карандаши, наборы листочков с наборами нарисованными на них фигурками (одинаковые для всех).

Ход игры. За 5-10 минут нужно пририсовать к фигуркам все, что угодно, чтобы получились предметные изображения. Выигрывают авторы самых оригинальных рисунков, то есть таких, которых нет ни у кого.

 

 

Литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте

М.: «Просвещение», 1991,  94 с.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника М.: «Знание», 1991

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Точка, точка, два крючочка. М.: «Педагогика», 1990

Ильина М.В. Развитие невербального воображения

М.: «Прометей Книголюб», 2003

Кравцова Е.Е.  Психологические особенности готовности детей к обучению в школе.  М.: Педагогика 1991.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений

Москва, 1994,  46 с.

Субботина Л.Ю.  Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов  Ярославль: «Академия развития», 1997,  240 с.

Фоппель К.  Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения  М.: «Генезис», 1998