Секреты успешной адаптации

print

Цель: ознакомление воспитателей с основными проблемами адаптации детей к условиям детского сада, повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации и эмоционального благополучия детей.

 

Насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду, зависит от многого: от особенностей высшей нервной деятельности,   от способности противостоять стрессам, от  возраста ребенка,  состояния здоровья, от обстановки дома и в детском саду.  Адаптация  может  сопровождаться  нарушением поведения. Если адаптация тяжелая,  то  ребенок, уже привыкнув к саду, может остаться  капризным,   упрямым, дерзким, лживым, тревожным, боязливым, двуличным, приобретет плохие привычки, научится манипулировать взрослыми,  уходить  в болезнь при возникновении трудностей.

Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы дети легко приспособились к условиям детского сада.

Чтобы ребенку приятно было приходить в детский сад, мы делаем группу уютной: вешаем  красивые занавески, ставим комнатные растения. Мебель лучше разместить так, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно.

Нам  нужно сразу наладить контакт и  сотрудничество с родителями. Они много всего читали про дошкольные учреждения в Интернете,  поэтому часто необоснованно негативно относятся к детскому саду, снисходительно пренебрежительно и – к воспитателям. А они должны стать  нашими партнерами в воспитании детей, приводить  нам ребенка с радостью и доверием.

Знакомясь с родителями, мы узнаем  не только об особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях,  но и о  тревогах и опасениях взрослых. Именно их надо успокоить прежде всего: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Когда ребенок приходит в детский сад, мы говорим родителям:  «Я  сделаю все для того, чтобы  Артему было хорошо в садике»; «Я помогу Артему познакомиться  с ребятами».

Мы всегда находим возможность сказать что-то хорошее  о ребенке. Даже сообщая  о негативном, всегда начинаем с положительного отзыва,  и только потом переходим к проблеме.

Очень важны впечатления ребенка о  первом посещении садика. Хорошо,  если шкафчик и картинку  ребёнок выберет сам. Когда малыш придёт в детский сад в  следующий раз, он  лучше будет ориентироваться  и сразу найдет  свои  вещи.

Первую неделю ребенку  лучше приходить на прогулку и оставаться на 2-3 часа. Он освоит новую территорию, познакомится с другими детьми. Со следующей недели время можно увеличить, пригласить малыша на обед. Во время привыкания к саду очень важно не принуждать ребенка  есть,  участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон. Через какое-то время (для каждого ребенка индивидуально) можно оставить малыша на сон. О том, что ребенка положат спать, надо договариваться заранее. Когда малыш уснёт, оставлять его нельзя, так как непривычная обстановка мешает долгому сну. В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна.  Ребёнок быстрей и лучше заснет, зная, «что он поспит и за ним придёт мама».

Многое зависит от нашего умения создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация