Кинезиологические упражнения

print
Внедрение кинезиологических упражнений в работу воспитателя с детьми
Мастер-класс для педагогов

К кинезиологическим упражнениям относятся:

Растяжки  (нормализуют  мышечный  тонус, прочищают энергетические каналы, помогают   преодолеть зажимы и навязчивые движения)

Дыхательные упражнения (способствуют оптимизации газообимена и кровообращения, влияют на активность мозга, регулируют  бодрствование и сон, развивают умение регулировать и контролировать свои действия)

Глазодвигательные  упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, синхронизируют работу глаз, языка, руки, расширяют поле зрения, улучшают восприятие, повышают обучаемость)

Артикуляционная гимнастика (укрепляет мышцы артикуляционного аппарата)

Отработка действий орального праксиса (формирует навыки, необходимые для нормального произношения)

Массаж, самомассаж (оптимизирует психосоматический баланс)

Реципрокные упражнения (способствуют образованию и миелинизации большрго количества нервных путей, связывающих большие полушария, что обеспечивает формирование межполушарного взаимодействия и  развитие психических функций,снимают синкинезии и мышечные зажимы)

Пальчиковая гимнастика (это стимулирующий массаж мозга

Ритмопластика (снимает мышечные зажимы, формируют схему тела, развивает творчество, развивает социальный и эмоциональный интеллект, формирует коммуникативные способности)

 

Коммуникативные упражнения можно выполнять в любое время в течение дня

 

Утренний приём

— массаж пальчиков  (индивидуально, пассивный)

— массаж спины (индивидуально, пассивный)

— пальчиковая гимнастика

— пальчиковые игры со взрослым

— упражнения общего двигательного репертуара

 

Утренняя гимнастика

— самомассаж рук

— самомассаж лица

— пальчиковая гимнастика

— отработка действий орального праксиса

— отработка действий символического праксиса

 

Подготовка к приему пищи

— растяжки

— глазодвигательные упражнения

— ритмопластика

 

Утренний круг

— растяжки

— глазодвигательные упражнения

— ритмопластика

 

Занятия

— пальчиковая гимнастика

— растяжки

— глазодвигательная гимнастика

— ритмопластика

 

Подъём

— растяжки

— дыхательная гимнастика

— массаж

 

Вечер

— дыхательная гимнастика

— массаж

— пальчиковая гимнастика

— артикуляционная гимнастика

— ритмопластика

— коммуникативные игры

— упражнения общего двигательного репертуара

 

Примеры упражнений для детей

 

Комплекс самомассажа

Пример музыкального сопровождения: Патрисия Карли «Прости меня» (минус)

Самомассаж кистей рук

 

— растирание ладоней вперёд-назад

— круговое растирание ладоней

— растирание тыльной стороны одной, потом другой кистей рук

— движения, имитирующие намыливание ладоней

— движение ладонью левой руки по тыльной стороне правой кисти  от запястья до кончиков пальцев

— движение ладонью правой руки  по тыльной стороне левой кисти от запястья до кончиков пальцев

— энергичные хлопки в ладоши

 

Самомассаж пальцев

— Разминание каждого пальчика правой, затем левой руки

-«Натягивание перчатки» на каждый пальчик правой, затем левой  руки (поправить перчатку на запястье) .

 

Самомассаж ушей

— массаж мочек

— разминание ушных раковин

— растирание ушных раковин

 

Самоассаж лица

 

— разминание,   вытягивание верхней губы пальцами правой руки

— разминание,   вытягивание нижней губы пальцами левой  руки

— массаж щёк кончиками пальцев

— круговое растирание щёк средними фалангами пальцев

— мягкие движения средними фалангами пальцев  от подбородка к вискам

— разглаживание лба  от бровей к волосам

— разглаживание лба  середины к вискам

— вращательно-нажимательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз

— движение ладоней  по лицу с лёгким нажимом сверху вниз как при умывании

 

Массаж головы

— массаж макушки (кончиками пальцев)

— массаж затылка (кончиками пальцев)

 

Комплекс пальчиковой гимнастики

Пример музыкального сопровождения: Виктор Кулаков «Поезд в час тридцать»

 

  1. Тук-тук

— касаются друг друга указательные пальцы,   средние, безымянные, мизинцы

— в обратную сторону, начиная с мизинцев

 

  1. Колечки

— большие пальцы обеих рук поочередно соединяются с указательным, средним, безымянным, мизинцем

— в обратную сторону: с мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.

 

  1. Цепочки:

— цепочка из больших  и указательных, больших и средних, больших и безымянных, больших и мизинчиков

— цепочки в другую сторону, начиная от  больших и мизинцев.

 

  1. Крючки

— крючки из указательных пальцев, средних, безымянных, мизинцев

— крючки в обратную сторону, начиная с мизинчиков

 

  1. Собака и кошка

— на одной руке собака, на  другой — кошка

— хлопок

— поменять местами собаку и кошку

 

  1. Коза и заяц

— на одной руке коза, на другой — заяц

— хлопок

— поменять местами козу и зайца

 

  1. Лиса и мышка

— на одной руке лиса, на другой — мышка

— хлопок

— поменять местами лису и мышку

 

  1. Колечки наоборот

— большие пальцы одной руки поочередно соединяются с указательным, средним, безымянным, мизинцем; одновременно с этим большие пальцы другой руки поочередно соединяются с  мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.

— в обратную сторону

 

  1. Лезгинка

-одна рука в кулак, пальцами к себе, большой палец в сторону, ладонь  другой руки горизонтальна, прижата к кулаку

— хлопок

— поменять руки

 

  1. Стол и стул

—  правая рука в кулак, ладонь левой приставлена сбоку к кулаку  (стул)

— хлопок

— левая рука в кулак, ладонь правой  сверху (стол)

— хлопок

—  левая рука в кулак, ладонь правой сбоку

— хлопок

— правая рука в кулак, ладонь левой сверху

 

  1. Кодовый замок

— ладони сцеплены в замок, поочередное поднимание двух указательных пальцев,  двух средних, двух  безымянных, двух мизинцев

— то же, в другую сторону, начиная с мизинцев

 

  1. Рожки да ножки

— кисть одной руки направлена пальцами вверх, указательный и мизинец вытянуты, остальные прижаты к ладони; кисть другой руки направлены пальцами вниз, указательный и средний вытянуты, остальные прижаты к ладони.

-хлопок

— поменять руки

 

  1. Змейки

Пальцы рук поочерёдно изображают змеек (вращаются, извиваются)

 

 

Комплекс  артикуляционной гимнастики

Пример музыкального сопровождения: Чайковский «Вальс» («Детский альбом»)

 

  1. Вытянуть губки трубочкой — улыбнуться, не размыкая губ (зубы не видны)
  2. Губки трубочкой по кругу
  3. Губки трубочкой по кругу в другую сторону
  4. Рот закрыт, язык упирается то в одну, то в другую щеку

5.Надуть щеки, тихонько дотронуться до  щёк, щёки  с тихим хлопком

сдуваются.

 

Комплекс глазодвигательных упражнений

Пример музыкального сопровождения: Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»

 

  1. Глазки вверх-вниз
  2. Глазки вправо-влево
  3. Глазки и язык синхронно вверх-вниз
  4. Глазки и язык синхронно вправо-влево
  5. Глазки по кругу по часовой стрелке
  6. Глазки по кругу против часовой стрелки
  7. Глазки и язык разнонаправленно вверх-вниз
  8. Глазки и язык разнонаправленно вправо-влево.
  9. Сильно зажмуриться — поморгать.

 

Комплекс реципрокных упражнений

Пример музыкального сопровождения: Андре Попп «Манчестер-Ливерпуль» (минус)

— правая рука на пояс — левая рука на пояс

— правая рука  к плечу — левая рука к плечу

— правая рука вверх — левая рука вверх

— два хлопка над головой

— правая рука к плечу — левая рука к плечу

— правая рука на пояс — левая рука на пояс

— правая рука вниз — левая рука вниз

— два хлопка внизу перед собой

 

— правая рука на пояс, левая рука вверх, ноги врозь,

2 наклона вправо

— левая рука на пояс, правая рука вверх,

2 наклона влево

(по 2 раза)

 

— шаг вправо, правая рука в сторону, левая рука за голову

— руки вперёд, присесть

— встать, шаг влево, левая рука в сторону, правая рука за голову

— руки вперёд, присесть

 

— прыжком ноги врозь, руки в стороны

— прыжком ноги вместе, руки в сомкнуты над головой

(2 раза)

 

— одна рука, согнутая в локте, поднимается и опускается до пояса, вторая вращается в локтевом суставе, затем поменять руки

 

Поднять:

— согнутую в локте правую руку и правую ногу

— левую руку и левую ногу

— левую руку и правую ногу

— правую руку и левую ногу

— повторить все с подскоками.

— хлопок перед грудью

— правая рука к левому плечу, левая рука к правому бедру

— хлопок перед грудью

— левая рука к правому плечу, правая рука к левому бедру

 

— хлопок перед грудью

— руки на бедра, правая рука — кулаке, левая — ладонь

— хлопок перед грудь

— руки на бедра, левая рука — кулаке, правая — ладонь

 

— хлопок перед грудью

— правой рукой взяться  за левое ухо, левой рукой за нос

— хлопок перед грудью

— левой рукой взяться  за правое ухо, правой рукой за нос

Руки на пояс

— правую ногу в сторону

— левую скрёстно  вперёд

— правую ногу в сторону

— левую скрёстно назад

— правую ногу в сторону

— левую скреётно вперед

— правую ногу в сторону

— левую приставить

— то же, в другую сторону

 

— согнуть правую ногу в колене, достать до локтя левой руки (2 раза)

— согнуть левую ногу в колене, достать до локтя правой руки (2 раза)

 

— хлопок перед грудью

— согнуть правую ногу в колене, правой рукой хлопнуть по правому бедру

— хлопок перед грудью

— согнуть левую ногу в колене, левой рукой хлопнуть по левому бедру

— хлопок перед грудью

— согнуть левую ногу в колене, правой рукой хлопнуть по левому бедру

— хлопок перед грудью

— согнуть левую ногу в колене, правой рукой хлопнуть по левому бедру

 

— хлопок перед грудью

— правой рукой хлопнуть по правой пятке

— хлопок перед грудью

— левой рукой хлопнуть по левой пятке

— хлопок перед грудью

— правой рукой хлопнуть по левой пятке

— хлопок перед грудью

— левой рукой хлопнуть по правой пятке

 

— хлопок перед грудью

— согнуть правую ногу в колене, правой рукой хлопнуть по правому бедру

— хлопок перед грудью

— согнуть левую ногу в колене, левой рукой хлопнуть по левому бедру

— хлопок перед грудью

— обеими руками хлопнуть по бёдрам

— поднять руки

Комплекс растяжек

 Пример музыкального сопровождения: Алексей Рыбников «Млечный путь» (минус)

 

— стоя, ноги слегка расставлены, голову медленно поворачиваем вправо — вперёд, затем влево — вперёд

— наклон головы вправо — выпрямить, наклон влево — выпрямить.

— наклон головы вперёд, подбородком коснуться груди — выпрямить.

— вращение головы по кругу (избегая  запрокидывания назад) в одну сторону, затем в другую

-опускаем плечи как можно ниже,  не меняя положение головы.

 

— вытягиваем правую руку вверх как можно выше, правая нога при этом отставляется в сторону на носок.

— вытягиваем левую руку вверх как можно выше, левая нога при этом отставляется в сторону на носок.

— вытягиваем правую руку вверх  как можно выше, левая нога при этом отставляется в сторону на носок

— вытягиваем правую руку вверх как можно выше, правая нога при этом отставляется в сторону на носок.

— обе руки вверх, тянемся, вставая на носочки

 

— правую руку отводим назад как можно дальше,  туловище поворачиваем за рукой

— левую руку отводим назад как можно дальше,  туловище поворачиваем за рукой

 

— правая рука на поясе, левая вверху, наклоняемся вправо как можно ниже

— левая рука на поясе, правая вверху, наклоняемся влево как можно ниже

 

— поднимаем руки, сгибаем их в локтях, кисть правой руки толкает локоть левой назад

— кисть левой руки толкает локоть правой назад

 

— наклоняемся, ладонями касаемся пола, ноги прямые — приседаем, не отрывая рук от пола — выпрямляем ноги, не отрывая рук от пола — садимся — встаем

 

— вытягиваем руки вверх, встаём на носочки — медленно опускаем руки

 

 

 

 

Литература

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой

М.: Книголюб, 2004. – 56 с. — (Логопедические технологии.)

 

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч.— М.: Айрис-пресс, 2020

 

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.

 

Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники, — М.:Дрофа, 2014— 240 с.

 

Сиротюк А.Л. Развивающая кинезиологическая программа — М.: ТЦ «Сфера», 2002

 

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: Сфера, 2002 —128 с.

 

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец. — С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 384 с.