Особенности игровой деятельности в разных возрастных группах
Первая форма. С которой начинается все развитие игры в дошкольном возрасте, — режиссерская игра. Ребенок возит по столу кубик из строительного набора. Если кубик для него только кубик, то это. Конечно. Не игра. Но если кубик не просто так возится по столу. А перемещается особым образом. Если ребенок издает при этом звуки работающего мотора, то в руках у него не просто кубик, а машина или трактор. Но для этого ребенок должен увидеть в кубике не кубик. А что-то другое. Важно то обстоятельство, что в режиссерских играх ребенок не принимает на себя никакой роли. Он гудит, как машина, разговаривает, как тот или иной персонаж, но при этом он не является ни персонажем, ни машиной. Развиваясь, режиссерская игра обогащается и ее предметом становятся не единичные объекты, взятые во внешних свойствах и способах поведения, а предметы и явления существенно связанные между собой и и раскрывающие в этой взаимосвязи свое. Назначение (машина уже не бесцельно возится, а начинает работать, перевозить песок от одного края песочницы, где ее загружает воображаемый экскаватор – лопаточка, к месту назначения – на другой край).
Другая линия развития игры – ролевая Ее характерная особенность состоит в принятии на себя ребенком какой-то роли. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Потому в ней всегда содержится отношение двух взаимосопряженных позиций: мама – ребенок, доктор – больной, учитель – ученики. Сюжетно-ролевая игра – внутренне коллективная деятельность, даже тогда, когда ребенок играет один.
Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Характерно, что наиболее инициативные в такой игре дети. являющиеся ее организаторами и творцами новых сюжетных поворотов, сочетают исполнение принятой на себя роли и руководство другими ролевыми взаимосвязями, т.е. занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
Однако режиссерская игра обнаруживается у старших дошкольников не только внутри сюжетно-ролевой игры, но и как самостоятельная деятельность. Режиссерскую игру на новом уровне отличает качественное обогащение сюжета. Это происходит за счет включения в игру многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий развития сюжета, разыгрывания нового содержания, ставшего с возрастом доступным пониманию детей. Важнейшей особенностью нового уровня режиссерской игры становится возможность коллективного действия и сотрудничества в совместной игровой деятельности. Коллективная режиссерская игра зачастую включает в себя элементы продуктивных видов деятельности – конструирования, рисования, изготовления поделок и т.д.
К концу дошкольного возраста у детей возникают игры с правилами. В них дети учатся подчиняться правилу, причем последнее становится для них внутренним правилом. Эти игры, а отличие от всех предыдущих видов, предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом и правилами игр. Деятельность ребенка на подготовительном этапе представляет собой своеобразный прообраз учебной деятельности в ее специфических структуре и строении.
В дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида детской игры – режиссерская, сюжетно-ролевая, и с правилами. Все виды связаны между собой генетической преемственностью, причем режиссерская игра доминирует дважды – с нее начинается и ею же венчается, вместе с играми по правилам, развитие данного вида деятельности ребенка.
Примечательно, что основная черта режиссерской игры – видение целого раньше частей – совпадает с ведущей характеристикой воображения. Обращает на себя внимание также и то, что позиция ребенка в режиссерской игре, совмещающая в себе одновременно несколько позиций, сходна по своему психологическому содержанию с особой внутренней позицией, характеризующей воображение детей в дошкольном возрасте.
Выделенная логика развития игры в дошкольном возрасте намечает конкретные пути ее формирования, а генетическая преемственность между разными видами игры, наряду с ранее установленной их взаимосвязью с различными компонентами психологической готовности детей к обучению в школе, позволяет по-новому осветить психологическое содержание кризиса семи лет.
К концу дошкольного возраста в игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, происходят существенные изменения, в результате которых у ребенка возникает новое видение партнера. Оно характеризуется ориентацией ребенка на целостный контекст ситуации и подчинение своего поведения этому контексту. Это новое отношение к партнеру развивается м закрепляется в совместной игре с правилами с другими детьми. В результате у ребенка проявляется новое отношение к партнеру, характеризующееся не только контекстом, но и опосредованное кооперацией. Ребенок научается полноценно сотрудничать с партнером, помогать и содействовать ему, находясь с ним на равноправных содержательно сопряженных позициях.
Эти достижения реализуются и затем закрепляются в режиссерской игре, которая помогает ребенку выработать новое отношение к самому себе.
Таким образом, произвольность поведения ребенка появляется и развивается в ходе кризиса семи лет, вначале в сфере общения со взрослыми (появляется контекстное общение), затем закрепляется в отношении к сверстнику и лишь после этого становится подлинной произвольностью, базирующейся на новом уровне самосознания и изменения в сфере отношения к себе.