Секреты успешной адаптации
Цель: ознакомление воспитателей с основными проблемами адаптации детей к условиям детского сада, повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации и эмоционального благополучия детей.
Насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду, зависит от многого: от особенностей высшей нервной деятельности, от способности противостоять стрессам, от возраста ребенка, состояния здоровья, от обстановки дома и в детском саду. Адаптация может сопровождаться нарушением поведения. Если адаптация тяжелая, то ребенок, уже привыкнув к саду, может остаться капризным, упрямым, дерзким, лживым, тревожным, боязливым, двуличным, приобретет плохие привычки, научится манипулировать взрослыми, уходить в болезнь при возникновении трудностей.
Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы дети легко приспособились к условиям детского сада.
Чтобы ребенку приятно было приходить в детский сад, мы делаем группу уютной: вешаем красивые занавески, ставим комнатные растения. Мебель лучше разместить так, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно.
Нам нужно сразу наладить контакт и сотрудничество с родителями. Они много всего читали про дошкольные учреждения в Интернете, поэтому часто необоснованно негативно относятся к детскому саду, снисходительно пренебрежительно и – к воспитателям. А они должны стать нашими партнерами в воспитании детей, приводить нам ребенка с радостью и доверием.
Знакомясь с родителями, мы узнаем не только об особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, но и о тревогах и опасениях взрослых. Именно их надо успокоить прежде всего: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Когда ребенок приходит в детский сад, мы говорим родителям: «Я сделаю все для того, чтобы Артему было хорошо в садике»; «Я помогу Артему познакомиться с ребятами».
Мы всегда находим возможность сказать что-то хорошее о ребенке. Даже сообщая о негативном, всегда начинаем с положительного отзыва, и только потом переходим к проблеме.
Очень важны впечатления ребенка о первом посещении садика. Хорошо, если шкафчик и картинку ребёнок выберет сам. Когда малыш придёт в детский сад в следующий раз, он лучше будет ориентироваться и сразу найдет свои вещи.
Первую неделю ребенку лучше приходить на прогулку и оставаться на 2-3 часа. Он освоит новую территорию, познакомится с другими детьми. Со следующей недели время можно увеличить, пригласить малыша на обед. Во время привыкания к саду очень важно не принуждать ребенка есть, участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон. Через какое-то время (для каждого ребенка индивидуально) можно оставить малыша на сон. О том, что ребенка положат спать, надо договариваться заранее. Когда малыш уснёт, оставлять его нельзя, так как непривычная обстановка мешает долгому сну. В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна. Ребёнок быстрей и лучше заснет, зная, «что он поспит и за ним придёт мама».
Многое зависит от нашего умения создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация