Воспитание девочки и мальчика
Уже к году различия в психике девочек и мальчиков достигает такого высокого уровня, что проявляются в поведении и игре. К 1,5-2 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка, в 3 года уверенно относит себя к мужскому или женскому полу и начинает осваивать модель полоролевого поведения. К 5-6 годам дети понимают, что если мальчик наденет юбку, он не станет девочкой, что мальчики становятся папами, а девочки – мамами. Дети интересуются различиями полов, своим происхождением Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют разные функции в семье и за её пределами, пользуются разной одеждой и предметами. При этом даже несколько утрируют значимость стереотипов поведения и атрибутики своего пола. Мальчики отказываются играть с «девчачьими» игрушками, надевать одежду «девчачьих» цветов.
Большинство детей используют атрибуты своего пола (одежду, игрушки) в целях хвастовства.
При нормальных условиях развития ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола. Это происходит лишь в том случае, если этот родитель имеет положительный имидж в семье и если родители не дискредитируют в глазах ребенка его пол (например, не говорят, что хотели мальчика, а получилась девочка). Чтобы вырасти уверенным в себе, в своих силах, иметь адекватно-высокую самооценку, быть счастливым в семейной жизни, ребенок-дошкольник должен испытать чувство гордости от принадлежности к своему полу.
Ребенок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, подражая поведению людей своего пола, осваивает культурно-одобряемые образцы полоролевого поведения.
Серьезную ошибку допускают родители, считающие подобные игры несерьёзными. Вдохновленные модными педагогическими концепциями, родители делают акцент прежде всего на интеллектуальное развитие ребенка. Мама разочарованно говорит девочке, играющей с куклой: «Ты бы лучше книжку почитала или сыграла с папой в шахматы».
Многие родители боятся, что мальчики, играющие с военными игрушками, развивают в себе жестокость и вырастут милитаристами. Но военные игрушки символизируют для ребенка романтическое отношение к мужеству и героизму (ведь для ребенка 4-6 лет еще не существует понятия о смерти и убийстве во взрослом смысле этого слова). Играя с военными игрушками, ребенок-дошкольник присваивает зафиксированный в мифах и сказках образец мужества, присущий благородному герою, отстаивающему позитивные ценности. Оружие, например, волшебный меч или лук, является основным, доступным для использования в игре ребенка атрибутом такого героя. Поскольку другие признаки (например, физическую силу) ребенок присвоить пока не может, то игрушечное оружие становится единственным знаком, позволяющим стать богатырем или рыцарем.
Игра девочки с куклой помогает освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Другой, не менее важной стороной женской роли является роль «красавицы». Потребность быть красавицей у девочек проявлялась в массовых эпидемиях рисования принцесс в детских садах и стремлении переодеваться в мамино платье и туфли на высоких каблуках, в интересе к маминой косметике и украшениям. Освоение роли красавицы дает девочке ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе.
Запрет на удовлетворение этой потребности исказит психосексуальное развитие девочки, внесет раскол в её сознание, создаст чувство собственной неадекватности. Запрет на игру в красавицу – это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье. Несколько десятилетий назад мечтой каждой девочки была кукла-невеста. Современным девочкам осуществлять мечту стать принцессой, встретить своего принца помогает кукла Барби. Нередко сильное желание иметь куклу Барби сталкивается со столь же сильным сопротивлением родителей: «Ведь у тебя уже столько кукол есть!» Те куклы – другие, они не могут заменить Барби – самую настоящую принцессу.
Различия в играх мальчиков и девочек состоит не только в атрибутах.
Девочкам для игры достаточно маленького уголка: они раскладывают перед собой своё богатство – кукол, тряпочки – и играют в пределах ограниченного пространства. Мальчики чаще бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д., то есть используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, залезают в шкаф. Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития нужно большее пространство, чем девочкам.
Мальчики более подвержены стрессу, например, в вследствие разрыва с семьёй (положили в больницу, умер родственник, ушёл из семьи отец, отдали в круглосуточный детский сад), причем в дальнейшем это может сказаться на их способности к созданию семьи.
Бывает, что мама долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и удивляется, что он не переживает вместе с ней, как бы оставаясь равнодушным. Дело в том, что мозг мальчика не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он просто отключил слуховой канал, и информация до сознания мальчика не доходит. Воспитательные усилия пропадают даром. Нотация должна быть короткой (но не надо говорить: «Ты плохой»). Если мама хочет быть услышанной, надо коротко и конкретно объяснить, чем она недовольна.
Хвалить мальчиков и девочек тоже нужно по-разному. Мальчику приятнее слышать, что он «молодец», девочке, что она «умница». Мальчику нужно знать, за что конкретно его похвалили, за какой момент деятельности, а девочке важно, кто её оценил и как.
Принадлежность к определенному полу ребенок получает с рождения. Но свою социальную роль (мужчины или женщины) осознает в процессе воспитания. В современных условиях девочка усваивает роль женщины под влиянием мамы и других женщин своего окружения (воспитатель, учитель). Конечно, и мужчины способствуют этому своим отношением к ней как к маленькой женщине. Мальчикам же труднее усвоить роль мужчины, если их воспитанием занимаются женщины. Особенно, если женщина-воспитатель требует от мальчика не ответственности, а подчинения.
Итак, исследований о различии и воспитании мальчиков и девочек много, взрослым нужны знания, чтобы найти правильные решения. Но есть нечто, что может уберечь нас от многих ошибок, раскрыть то лучшее, что подарила природа конкретному мальчику или девчушке – это любовь к ребенку. И мальчикам, и девочкам необходимо знать, что родители их любят. Существует четыре способа передачи любви к детям: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина.
Казалось бы, проще всего выразить любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и т.д. Вы редко встретите родителя, который просто так, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку, поцеловать, дотронуться до руки, обнять за плечи, потрепать по волосам, хлопнуть по колену, шутливо потолкаться.
Многим родителям кажется, что ласковые прикосновения годятся только для девочек, а с мальчиками нужно обращаться сурово, «как с настоящими мужчинами», и проявление нежных чувств превратит сына в маменькиного сынка, изнежит его.
Физическое проявление любви принципиально важно для мальчика и является решающим в его развитии с самого рождения до 7-8 лет. Мальчики до года получают в 5 раз меньше физической ласки, чем девочки. Исследования показали, родители чаще ругают мальчиков, даже если им только 2 года («они все ломаю, портят, всюду лезут»). Это одна из причин, по которым с мальчиками сложнее, чем с девочками. Поэтому мальчики-дошкольники в 5 — 6 и раз чаще лечатся у психиатров. В подростковом возрасте это соотношение резко (в несколько раз) возрастает.
Чем младше мальчик, тем важнее для него проявления нежности: обнять, поцеловать, погладить, побаюкать. Родителям малыша довольно просто выразить любовь лаской. Но 7-8 летний, полный бурной энергии сын тем более уже не вызывает у родителей чувство умиления.
По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в объятиях и поцелуях уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые драки, все эти «медвежьи шалости» позволяют почувствовать растущую силу, ловкость и мужскую поддержку отца. Но и о «телячьих нежностях» забывать не стоит, потребность в них ребенок не перерастает никогда.
Теперь о девочках. По отношению к маленьким девочкам проще проявлять «телячьи нежности» — обнять, поцеловать. Казалось бы, с ними все в порядке. Но оказывается, в течение первых 7-8 лет девочки так прямо и непосредственно не реагируют на эмоциональную депривацию, как мальчики (мальчишек обычно легко вычислить, их тяжелое состояние видно сразу). Другими словами, эмоциональные потребности девочек не так очевидны. Когда глядишь на девочек до наступления пубертатного периода, кажется, что они лучше приспосабливаются к окружающим обстоятельствам и на них меньше действует недостаток эмоционального питания. Но это не так. Хотя маленькие девочки не проявляют свое горе в явном виде, они тяжело страдают, если не имеют достаточной эмоциональной поддержки. Потребность в физическом контакте – дотронуться до руки, обнять за плечи, на мгновение прижать к себе – возрастает по мере взросления девочки, достигая пика в 11 лет.
Психологи рекомендуют родителям чаще рассказывать о своем детстве, показывать фотографии, но не с назиданиями, а с целью объяснения ребенку временности детских проблем и демонстрации понимания и готовности прийти на помощь. Если ребенок узнает, что его родители испытывали подобные проблемы в своем детстве, он будет гораздо доверчивее, откровеннее, будет меньше бояться порицаний, приобретет уверенность в своих силах.
Взрослые часто создают стереотипы поведения мальчиков и девочек.
«Ты же девочка! Нельзя драться!» «Мальчики не плачут» «Ну, что поделаешь, дерётся, он же мальчик!» «Девочки более спокойные, аккуратные и ласковые, а мальчики – шумные озорники» И дети поступают в соответствии с ярлыками, которые на них вешают.
Между тем, и мальчикам, и девочкам нужно прививать общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что нормальный человек не будет решать проблемы с позиции силы. А вот эмоции гнева, страха, нельзя запрещать. Нужно научить осознавать их и выбирать адекватную эмоциональную реакцию.
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить, учитывая их индивидуальные особенности, напрямую зависит, какими женщинами и мужчинами они станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими и долговечными будут их семьи.
Литература
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация – М.: «Когито-центр», 1998, – 24 с.
Волкова Н.В., Волков Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах – М.: ТЦ «Сфера», 2015, – 128 с.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: «Линка-пресс», 1999 – 183 с.
Ефименко Н.Н. Театр фихзического воспитания. – М.: «Линка-пресс», 1999, – 251 с.
Кемпббелл Росс Как на самом деле любить детей – М.: «Знание», 1990, –
130 с.
Лосева В.К, Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка – М.: А.П.О., 1995, – 52 с.
Якобсон С.Г, Соловьёва Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста – М.: «Дрофа», 2006, – 176 с.