Адаптация в детском саду
Большинство детей думают, что детский сад – это место, где целый день играют, едят вкусности и веселятся. Про то, что мамы там нет, они не задумываются, потому что у них опыта такого не было. Взрослые, конечно, переживают, но знают: в садике игрушки, друзья, занятия интересные, прогулка, еда нормальная, сказка перед сном… Почему же дети, начав ходить в детский сад, капризничают, от еды отказываются, спят плохо, заболевают.…
У ребенка, поступившего в детский сад, изменяется социальный статус, появляются новые обязанности; он привыкает к режиму, к пище, к увеличивающейся нагрузке, к заданному ритму жизни; ему приходится знакомиться с большим количеством людей, с новыми правилами поведения, общения – и всё это самостоятельно, без мамы и папы.
Многие легко привыкают к детскому саду. Уже через неделю нормально едят, через 1-2 недели быстро засыпают и спокойно спят, их поведение нормализуется в течение месяца, они любознательны, активно общаются со взрослыми и детьми; если заболевают, то ненадолго и без осложнений.
При средней степени адаптации настроение ребёнка неустойчиво, он может быть капризен, замкнут, агрессивен, аппетит и сон восстанавливаются через 30-40 дней, ребенок болеет раз, другой… Но несмотря на это, ребенок идет на контакт, взрослый может заинтересовать ребенка игрушкой, занятием, разговором, облегчив процесс адаптации.
Тяжелая степень адаптации приводит к длительным заболеваниям с осложнениями. Ребенок может быть капризен, агрессивен, упрям. Он либо плачет и кричит, либо подавлен, пассивно подчиняется, тихонько плачет или молчит. В особо тяжёлых случаях появляются энурез, заикание, страхи, ребенок сосет пальцы, грызет ногти, выдёргивает ресницы или волосы.
Часто во время адаптации ребенок «сам на себя не похож». Многие дети очень хорошо ведут себя в садике, воспитатели их хвалят. Однако, придя домой, становятся неуправляемым, «разучиваются» делать то, с чем давно отлично справлялись, устраивая порой истерики, упрямясь, капризничая. Это разрядка, освобождение от долго сдерживаемых эмоций. В саду малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения. Ну а маме достается самое плохое поведение. Объяснение тут простое — кого ребенок больше всего любит, с тем более всего расслабляется и ведет себя хуже всего. В большинстве случаев этот человек — мама.
Такое поведение, как правило, очень раздражает, сердит родителей. Действительно, трудно выносить провокации ребенка. Вечером много неотложных дел, а ребенок вредничает и капризничает, его как подменили.
Плохое поведение после сада — это просьба о любви и внимании со стороны мамы. А реакция мамы может быть прямо противоположной. И получается замкнутый круг: «плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание».
Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Знайте, что оно прекратится через несколько недель. Нужно просто помочь ребенку. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия: ласково прикосайтесь, обнимайте, сажайте себе на колени, играйте, гуляйте за ручку, рисуйте, вместе делайте работу по дому.
Насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду, зависит от многих причин.
Легче адаптируются к саду дети хорошо физически развитые, здоровые, без каких-либо функциональных отклонений.
Возраст, в котором ребенок сможет безболезненно и с пользой для общего развития начать посещать детский сад, нужно определять индивидуально для каждого ребенка.
Чаще всего девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Для них возраст готовности к саду – 2 — 3 года, при условии, что физическое и психическое развитие ничем не отягощено.
Существует и «психологический возраст». Нередко он отличается от календарного: ребенок может быть как старше, так и младше своего реального возраста.
А еще есть семьи, в которых детки развиваются быстрее вовсе не потому, что с ними больше занимаются, а в силу генетических особенностей.
Многое зависит от темперамента. Обычно, дети-сангвиники и дети-холерики адаптируются к детскому саду раньше, чем маленькие флегматики и меланхолики. Сангвиники и холерики — экстраверты, им вообще на порядок интереснее окружающие люди и человеческие отношения.
Для малыша начало хождения в детский сад это уже долговременный стресс, хотя он и переводит ребенка на новый уровень развития. В этот период все системы организма ребенка (иммунная, нервная) работают с повышенной нагрузкой. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация к саду не накладывалась на другие серьезные изменения в жизни ребенка:
выход мамы на работу, рождение следующего ребенка, переезд, смена или уход няни, бабушки к которой ребенок привык, развод родителей, крупные ссоры между ними, заболевание ребёнка.
Двойная нагрузка может порядком истощить нервную систему ребенка, а мышление свяжет совпадающие по времени события: «Родился братик, и меня отдали в детский сад». Даже если эта связь действительно присутствует, ее всячески нужно завуалировать.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сгладить трудности привыкания к детскому саду.
Старайтесь перевести ребенка на режим дня, близкий к садовскому, заранее – не менее, чем за 2-3 недели до начала регулярного хождения в группу.
Погуляйте с малышом вокруг сада, покажите ему, что вечером за детьми приходят мамы, что никого в саду не оставляют.
Познакомьтесь с детьми и родителями из группы, чтобы понимать, о чем рассказывает ребенок, помочь ему сориентироваться в именах и отношениях.
Расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка.
Если ребенок капризничает по утрам держится всеми силами за Вас, кричит, рыдает и устраивает истерики, спокойно поцелуйте его, крепко на несколько секунд обнимите, помашите ему рукой и «передайте» в надежные руки воспитателя. Обычно, дети замолкают, как только за мамой закрывается уличная дверь, или плачут несколько минут, а потом успокаиваются.
Если Вам разрешили побыть в группе, не надо быть няней своему ребенку. Можно выполнять работу, о которой обычно воспитатель просит родителей: вымыть окошки в спальне, сгрести листву, и т.д. Видя, как Вы наводите уют в садике, ребенок привыкнет быстрее.
Дети с удовольствием обыграют придуманную вместе с Вами сказку. «Жил-был маленький медвежонок (пусть ребенок придумает медвежонку имя) со своей мамой Медведицей. Однажды мама сказала: «Я теперь буду каждый день ходить за медом, а ты будешь ходить в детский сад». Отвела Медвежонка в детский сад, сказала, что придет вечером и ушла. Медвежонку сначала было страшно, хотелось плакать (ребенок говорит, плакал медвежонок или нет). Потом он познакомился с воспитателем (ребенок сам выбирает игрушку, которая будет воспитателем), подружился с… и с … (ребенок выбирает, с кем).
В садике было очень интересно: друзья играли в мяч, в догонялки, рассматривали книжки (ребенок придумывает и обыгрывает). Потом пообедали и легли спать. А когда проснулись, за Медвежонком пришла мама, увидела, что он играет с друзьями и очень обрадовалась. Они вместе ушли домой».
Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая типичные для детсадовской жизни сюжеты. В этих играх ребенок сможет вам рассказать и показать то, что не в состоянии еще выразить словами.
В период адаптации ребенок чувствует себя в детском саду скованно.Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
Когда ребенок находится вне детского сада, старайтесь посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.
Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.
Иногда родители задают себе вопрос: «Может, не водить ребенка в сад вообще?»
Детский сад — это способ постичь мир и научиться жить в этом мире. Кружки, обучалки-развивалки, малочисленные группы кратковременного пребывания не заменят детский сад, там все находится под контролем взрослого. Ребенок должен самостоятельно строить отношения с другими детьми и взрослыми, которые воспринимают его совсем не так, как мама.
Посмотрите, как по-разному выглядят первоклассники-выпускники детского сада и домашние дети. Домашних детей в детском коллективе видно сразу. Они, как правило, дольше остаются в стороне от совместных игр. Им нужно большее времени, чтобы привыкнуть к шуму и режиму в школе, войти в систему отношений. Им найти легче контакт со взрослыми, чем с детьми. Те, кто посещал детский сад, более общительны, легче знакомятся, завязывают дружбу, спокойно подходят к учителю, самостоятельно решают возникшие в школе проблемы, знают, к какому взрослому и как нужно обратиться за помощью. Если школа – это подготовка к жизни, то детский сад – подготовка к школе.