Агрессивный ребенок
Помнить, что агрессия ребенка – отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети часто не могут посмотреть на себя со стороны и оценить своё поведение и поведение других людей.
Установить правило: «Никогда никого нельзя обижать.
Не прикасаться к ребенку, если вы разгневаны.
Научить детей распознавать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих людей, высказывать свои чувства: «Ты очень рассердился», «Ты обижен, расстроен», «Ты устал, поэтому злишься».
Высказывать свои чувства: «Я очень сердита», «Я сильно разозлилась», «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я не позволю тебе никого обижать».
Помнить, что агрессивный ребёнок очень раним. Разговаривая с ними, не использовать сарказм, насмешки, высмеивания и передразнивания, не отзываться негативно о нем и о его близких.
В разговоре с ребенком придерживаться позиции «здесь и сейчас», не припоминая прошлых проступков, не делая обобщений: «Ты всегда так себя ведешь!»
Наказания не должны унижать ребенка; ребенок должен понимать, за что его наказали; наказание должно следовать непосредственно за поступком, а не через какое-то время; за один и тот же проступок нельзя наказывать дважды.
Научить ребенка выражать гнев приемлемым способом: комкать и рвать бумагу; бить, пинать, швырять подушку; пинать пластиковую бутылку; топать ногами; бить в барабан; громко кричать в трубу из картона или картонный стаканчик; мять, раздавливать пластилин; рисовать свою злость на бумаге; швырять в мишень легкие мячи; изо всей силы стучать резиновым молотком по полу – все это способствует снижению мышечного и эмоционального напряжения.
Поощрять изобразительную деятельность, не навязывая выбор цвета и сюжет. Для рисования давать большие листы бумаги (формат А-4).