Коррекция эмоционально-волевой сферы педагога

print

Введение

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, разрабатываются новые государственные стандарты. Они должны нести в себе большой развивающий и обучающий потенциал, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя высоким динамизмом, нехваткой времени, рабочими перегрузками, сложностью возникающих педагогических ситуаций, необходимостью осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействием с различными социальными группами увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания».

Проблема коррекции эмоционально-волевой сферы педагога приобрела особую актуальность в конце XX -начале XXI века. Основные положения теории были разработаны зарубежными учеными: К.Кондо, Дж. Фрейденбергер, Г. Селье, К. Маслач и отечественными психологами: А.К Марковой, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболиным. М.И. Станкиным, И.А. Зимней.

Несмотря на серьезную теоретическую разработку проблемы эмотивной компетенции педагогов, практический аспект недостаточно проработан. Ученые раскрывают содержание эмоционально-волевой компетентности педагогов, подробно объясняют принципы построения коррекционной программы, направленной на её формирование, этапы коррекционной работы, рекомендации по профилактике возникновения эмоционального выгорания. Но в литературе мы не смогли найти программы коррекции эмоционально-волевой сферы педагога. Необходимостью создания системы, формирующей эмотивные умения педагогов, и обусловлена актуальность нашей работы.

Цель нашей работы была заключена в исследовании эмоционально-волевой сферы педагогов, возможность её коррекции.

Объектом исследования являлась эмоционально-волевая сфера педагогов.

Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы педагогов.

Гипотезой исследования послужило предположение о возможности коррекции эмоционально-волевой сферы педагогов.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическую литературу по изучаемой проблеме.
  2. Изучить и проанализировать особенности эмоционально-волевой сферы педагогов на разных стадиях профессиональной деятельности.
  3. Разработать программу коррекции эмоционально-волевой сферы педагогов.

Работа проводилась на базе МБДОУ д/с № 35. В ней принимали участие 12 воспитателей, 6 логопедов, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы педагога

Тематический план

Тема Кол-во часов
1 Изучение состояния эмоционально-волевой сферы педагогов 6
2 Формирование эмоционально-волевой сферы педагогов
2.1 Консультация для педагогов «Что такое эмоциональное выгорание» 1
2.2 Упражнения арт-терапии 8
2.3 Психологические игры 8
2.4 Спортивные соревнования 5
2.5 Обучение способам релаксации 2
2.6 Посещение театрального спектакля 2
3 Диагностика результатов проведенной работы. 2

Раздел 1

Изучение эмоционально-волевой сферы педагогов.

Тестирование педагогов

Мы провели тестирование по нескольким методикам:

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • Тест на определение мотивации (достижение успеха или избегание неудач)
  • Определение творческого потенциала педагогов ДОУ
  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Беседы, наблюдения. интервьюирование педагогов

Они проводились с целью выяснения отношения к работе и дальнейших планов.

В результате диагностики мы выяснили, что практически у всех педагогов наблюдается нарастающее эмоциональное истощение, характеризующееся следующими признаками:

  • усталость;
  • чувство истощения;
  • восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
  • астенизация;
  • частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • избыток или недостаток веса;
  • одышка;
  • бессонница.
  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
  • профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
  • поздно появляется на работе и рано уходит;
  • берет работу на дом;
  • чувство неосознанного беспокойства;
  • чувство скуки;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • легко возникающее чувство гнева;
  • раздражительность;
  • человек обращает внимание на детали;
  • подозрительность;
  • чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
  • ригидность;
  • неспособность принимать решения;
  • дистанционирование от детей и стремление к дистанционированию от коллег;
  • повышенное чувство ответственности за детей;
  • растущее избегание;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы;

Продиагностировав состояние эмоционально-волевой сферы педегогов, мы приступили к её коррекции.

Раздел 2

Формирование эмоционально-волевой сферы педагогов

1. Консультация для педагогов

Работу по коррекции эмоционально-волевой сферы педагогов мы начали с консультации на тему «Что такое эмоциональное выгорание».

Эмоциональное выгорание — это реакция на хронический эмоциональный стресс, характеризующийся следующими признаками:

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;
  • негативное, подчас циничное отношение как к детям, их родителям и к коллегам;
  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
  • снижение качества жизни в целом.

Существуют 3 фазы развития «выгорания»: «напряжение», «резистенция», «истощение». и у каждой фазы свои симптомы :

«Напряжение»:

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств.
  • Неудовлетворенность собой.
  • «Загнанность в клетку».
  • Тревога и депрессия.

«Резистенция»:

  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование.
  • Эмоционально-нравственная дезориентация.
  • Расширение сферы экономии эмоций.
  • Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение»:

  • Эмоциональный дефицит.
  • Эмоциональная отстраненность.
  • Личностная отстраненность (деперсонализация).
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Рекомендации по предотвращению эмоционального выгорания:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
  • В целях направленной профилактики СЭВ следует:
  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем».

Существуют «не выгорающие» люди. «Не выгорающую личность» (НЛ) отличают, согласно следующие качества:

  • Уравновешенность психических процессов. Эмоции у НЛ выражены, но уравновешены: «она горит не полыхая». Такая личность «сама с собой в ладу». Этот человек, как правило, интроверт (с опорой на себя самого). Такому человеку быть одному не скучно.
  • Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний и в больших делах, и в малых: «Мою пол, и представляю, каким чистым и хорошим он будет». Такую личность подпитывает радость триумфа, взятая взаймы у предстоящих побед. Такое свойство у НЛ усиливается при стрессе.
  • Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней. «Не выгорающие» преподаватели … постоянно черпали из Интернета новые данные для занятий со студентами, разрабатывали новые циклы лекций.
  • Важнейшим свойством НЛ оказалась ироничность. «Не выгорающего» преподавателя развлекала даже тупость и лень его студентов. Ни рассерженности, ни равнодушия к ним не было.
  • Удовлетворение жизнью. НЛ подпитывается способностью видеть бесконечное разнообразие и изменчивость всего, даже в мелочах, прежде всего, в природных явлениях.
  • Для НЛ свойственен умеренный фатализм. «Умру ли я, живу ли я, – я мошкою счастливую летаю», так поется в детской песенке. Фатализм «не выгорающего» человека способствует беспрерывному удовлетворению жизнью.
  • «Не выгорающий» человек питает теплом своей души других людей, часто сам того не замечая. И окружающие его люди этого не замечают, и начинают чувствовать его незаменимость, когда он уходит навсегда.
  • «Не выгорающий» человек всегда любим нижестоящими служащими. В этом его защита «снизу».

Достоинства НЛ, уважение и любовь к ней, казалось бы, должны вызывать зависть. Она блокируется по-разному:

  • тем, что НЛ бывает человеком очень уж отличным от всех, «каким-то странным», «чудаковатым», и даже может казаться ничтожным, т.е. недостойным зависти;
  • мифологемами, витающими вокруг «не выгорающего», т.е. тем, что он кажется человеком, приобщенным к «миру богов», если он имеет международное научное признание, если его приглашают давать интервью СМИ, или он помимо основной работы – эксперт-консультант в высоких государственных инстанциях, если у него есть близкие люди во властных структурах. Это – блокада от негативных воздействий «по горизонтали»;

Защищена ли НЛ «сверху»? Каковы ее отношения с «верхами»? «Не выгорающий» человек всегда ответит: «Никаких!»

После консультации мы вывесили на стенд «Декларацию о принятии реальности» для самостоятельного изучения.

2. Упражнения арт-терапии

Целью данной работы является углубленное самосознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в новой ситуации. Они актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии, тревоги. Снимаются зажимы, педагоги научаются выражать переживания с помощью красок, глины, пластилина, использовать разные техники изображения, экспериментируют с цветом.

3. Психологические игры

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, продолжает выполнять важную роль в развитии личности на протяжении всей жизни человека. Развитие многих качеств и умений оказывается максимально эффективным именно через включенность в игровую деятельность.

Каждая рекомендуемая игра предполагает групповую работу, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы, рефлексивно-творческих способностей. Педагоги научаются строить гипотезы, оперативно находить выход из самых разных педагогических ситуаций, адекватно интерпритировать результаты взаимодействия участников педагогического процесса. Каждая учебная задача создает своеобразную проблемную ситуацию, часто не имеющую однозначного решения. Но, самое интересное в том, что, какое бы ни было решение, оно оказывается правильным. Этот факт повышает самооценку педагогов, формирует желание работать, развивает эмотивные умения.

От умения выражать свои чувства зависит эмоциональное состояние педагогов. Часть игр направлена на обучение этому искусству.

Большую часть информации мы передаем невербальным способом. Жесты и мимика всегда сопровождают нашу речь. иллюстрируют ее. придают законченный характер. Невнимание к невербальным средствам общения может привести к непониманию партнерами друг друга, неверной интерпритации слов, отношений, эмоционального состояния.

Игра «Иностранец»

Педагогам предлагается ситуация: «Представьте, что вы оказались в стране, не зная языка, на котором в ней говорят. Вы можете объясняться только невербальными средствами. Вы живете в гостинице и у Вас что-то произошло. Необходимо объяснить это портье.»

Выбирается портье

. Остальные педагоги получают по карточке с ситуацией (каждый видит, только то. что написано на его карточке). В течение нескольких минут нужно подумать, как показать свою ситуацию, объясняясь с портье.

Варианты заданий

:

  • У меня пропал чемодан, позвоните в полицию.
  • У меня в номере не открывается кран с горячей водой. Не могли бы вы зайти и посмотреть?
  • Я вернулась в номер, и услышала, что там кто-то есть.
  • Мои друзья застряли в лифте.
  • В моей комнате очень холодно. Не могли бы вы дать мне второе одеяло.
  • Принесите мне утром завтрак в номер (уточнить, что именно ).
  • Можно у вас обменять рубли на доллары?
  • У меня пропала собачка (опишите ее).
  • Вы не видели маленького, лысого толстого человечка? У меня здесь с ним встреча в 12 часов.
  • У меня захлопнулась дверь, У вас есть запасной ключ?
  • Я хочу поменять комнату. Моя слишком шумная. Я хочу с видом на парк.
  • У меня сломался каблук. Где можно починить?
  • Я должен уехать на поезде. У вас есть расписание?
  • Мне надо встать завтра в шесть часов. Разбудите меня.
  • В какое время начинается детская дискотека?

Необходимо сразу предупредить участников, что в каждом задании есть информация, которую показать достаточно легко, и та, которая требует дополнительного точного и четкого разъяснения. В противном случае она будет искажена или непонятна.

При подготовке каждый придумать, как показать то эмоциональное состояние, в котором он находится, при этом не выпуская из внимания точность и четкость жестов, благодаря которым передается информация.

Когда все готовы, все по очереди общаются с портье до тех пор, пока он не поймет их. Портье может жестом останавливать показ, объясняя, что ему не понятно. Тогда участник должен искать дополнительные средства. чтобы добиться полного понимания.

После каждого показа проводится обсуждение: что получилось очень хорошо, что было труднее объяснить. Наблюдатели могут предложить свои варианты показа.

Обычно это упражнение проходит на высоком эмоциональном уровне. Даже если ситуация. которую надо показать, не очень приятная, играющие представляют себя в заграничном отеле. Педагоги оказываются в необычной для себя роли, имеют возможность проявить себя в неформальной обстановке, получают положительный эмоциональный заряд.

Игра «Прочитай позу»

Педагогам предлагаются карточки,на которых изображены позы людей.
В течение 5-10 минут участники анализируют изображения, далее проводится совместное обсуждение.

Важно обратить внимание на схожие позы, отличающиеся лишь одной-двумя деталями. При анализе необходимо определить эмоциональное состояние человека, находящегося в той или иной позе, и ситуацию. в которой он находится.

Данное задание формирует навыки восприятия и оценки человека по невербальным средствам, даёт возможность увидеть. что одно и же эмоциональное состояние может быть выражено различными средствами, что незначительные изменения тела определяют различное внутреннее состояние человека.

Игра «Земляки»

Каждый получает карточку с названием к-л города. Одно и то же название получают 3-4 человека. Никто не знает, у кого какой город. По сигналу ведущего все встают, ходят по комнате и негромко повторяют название своего города. Смысл игры в том. чтобы всем землякам объединиться в одну группу.
По окончании игры педагогам предлагается предложить возможные варианты использования данной игры с детьми. Например, классификация по темам: «Цветы» (мак, гвоздика, ромашка), «Животные» (белка, заяц, лиса) и т.д. Детям, обычно, раздают карточки с картинками.
Другой вариант этой игры называется «Кошки, собаки, коровы». По залу нужно ходить с закрытыми глазами, мяукая, мыча или лая.

Упражнение «Знакомые все лица»

Педагогам демонстрируют портреты, среди которых нужно найти одних и тех же людей (в детстве, взрослых, в гриме).

Это задание развивает визуальную память способность подмечать детали, особенности, запоминать необычное в лице человека.

Упражнение «Портреты»

Поочередно предлагаются три портрета, составленных из овощей, фруктов, злаков. На запоминание каждого дается 10-15 секунд (Приложение 8). затем каждый портрет поочередно восстанавливается.

4. Спортивные состязания

Между состоянием тела и разумом существует тесная связь. Поэтому несколько занятий в в программе коррекции эмоционально-волевой сферы посвящено спортивным досугам.

Принципы подбора упражнений:

  • оригинальность
  • доступность

Досуги проходят в форме соревнований, но члены обеих команд радуются успехам друг друга, учась избегать ненужной конкуренции. и в результате победителями становятся все. Настроение повышается и благодаря звучанию хорошей музыки.

Педагоги переключаются на спортивные задания и получают удовольствие от физической активности.

5. Обучение способам релаксации

Физические зажимы — это нецелесообразное напряжение групп мышц, которое возникает в ситуации повышенной эмоциональной возбудимости (волнение, страх, ситуация принятия решения и т.д.).

Физический зажим тормозит деятельность («бросаю мяч, не видя. куда и кому») и затрудняет психические процессы («забываю. что знал, что хотел сказать. что собирался сделать»).

Напряжения в теле должно быть ровно столько. сколько необходимо для выполнения того или иного действия.

Педагогам предлагаются ситуации, вызывающие физические и психические зажимы.

  • зажать (напрячь) указательный палец правой руки (проверить, куда идет напряжение: напряглась ли рука, плечи, шея, если да — расслабить);
  • постепенно напрячь тело. например. от ступни до колена, потом расслабить;
  • сразу напрячь обе руки. потом расслабить;
  • напрячь шею. постепенно освободить;
  • потянуться всем телом вверх, руки высоко вверх, к солнцу, напрячь все тело, потом расслабиться — уронить руки, потом голову, все тело по пояс, наклонившись вниз.

Неотработанные эмоции оседают на мышцах, сухожилиях. Техника расслаблений помогает скорректировать эмоциональное состояние.

6. Посещение театрального спектакля

Рационализации, как одному из видов психологической защиты. учит спектакль «Поллианна», поставленный Красногорской театральной студией «Слово» при МЦДК. Да и само собой посещение театра — детерминант хорошего настроения.

Заключение

Работа по программе коррекции эмоционально-волевой сферы педагогов дала положительные результаты. Заключительная диагностика показала, что у педагогов изменилось отношение к детям, коллегам, появились цели, связанные с дальнейшей работой в нашем дошкольном учреждении.