Особенности работы в логогруппе

print
Особенности работы с детьми логопедической группы

Для детей с ОНР характерны:
— нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), позднее началом речевого развития, низкая речевая активностью. Речь смазанная, нечеткая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.
— низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире
— отсутствие интереса к познанию нового
— низкая самооценка, застенчивость, робость, неуверенность в своих силах
— несформированность сенсорных эталонов и перцептивных действий, длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
— недостаточность двигательных навыков, задержка физического развития — недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса
— низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Иногда дети просто перестают выполнять начатую деятельность.
— инертность психических процессов: медлительность, замедленная
переключаемость, недостаточность отдельных корковых функций
— низкая мотивация или отсутствие мотивации
— слабость волевых усилий
— низкий уровень развития памяти — непроизвольной и произвольной, кратковременной и долговременной, словесного и наглядного материала, отсутствие умения использовать вспомогательные средства для запоминания
— несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования
— слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний
— бедность воображения и творчества
— монотонность и однообразие игровой деятельности- отсутствие живости и яркости эмоций, эмоциональная вялость
— эмоциональный фон неустойчивый — или с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком и импульсивностью, или тормозимый — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью
— задержка физического развития — недоразвитие мускулатуры,
недостаточность мышечного и сосудистого тонуса

Особенности работы с детьми логопедических групп
С детьми логопедических групп коррекционно-развивающая работа проводится ежеминутно. Воспитатели контролируют речь детей в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, формируют хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки;
музыкальный руководитель развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи; инструктор по физической культуре развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.
Но особенно таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь учителя-логопеда и педагога-психолога. В нашем детском саду учителя-логопеды проводят непосредственно-образовательную деятельность по еженедельному тематическому плану. В соответствии с этим планами работает и педагог-психолог. Педагог-психолог выполняет с детьми дыхательную гимнастику, повторяет лексические темы, развивает внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве и времени, учит звуко-буквенному анализу, формирует математические представления, графические навыки, развивает мелкую моторику. В результате обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая, диалогическая и связная речь. Вовлечение детей с речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе коррекционно-развивающей работы способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Коррекционно-развивающая работа позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс коррекционно-развивающей работы и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Снижение психической активности детей с ОНР выражается в замедленной переключаемости нервных процессов, слабости волевых усилий. Поэтому с детьми проводится много игр для формирования произвольного внимания, памяти.
Отличный способ развить речь, сделать её свободной — скороговорки. А развивается речь -активизируется мышление, повышается скорость протекания нервных процессов.
Ведущий психический процесс детей дошкольного возраста, «ВРИО мышления» — воображение. Если оно отстает в развитии, ребенок становится неспособным к восприятию учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить. У наших детей воображение настолько слабое, что они не понимают вопроса «На что похожа эта фигура?» Его необходимо и нужно развивать, так как само оно не может развиться.
Отсутствие интереса детей к познавательной деятельности заметить очень легко. Им не хочется вникать даже в смысл мультиков. При просьбе подумать в глазах появляется тоска. На занятиях они любым путем стремятся отлынить от работы, требующей малейшего сосредоточения или умственного напряжения: либо тихонько сидят, чтобы их никто не заметил, либо постепенно перебираются в игровую зону. Если нет такой возможности, начинаются бесконечные поиски упавших на пол карандашей, надевание соскользнувших с ноги башмаков, хождение в туалет. Кто-то мило улыбается, кто-то строит глазки, кто-то откровенно ленится.
Детям логопедических групп присуща низкая самооценка, застенчивость, робость, неуверенность в своих силах Но любому ребенку нужно реализовать себя, самовыразиться. Некоторые дети пытаются привлечь к себе внимание асоциальным поведением: не слушаются взрослых, выбирают для себя роль клоуна.
Многие боятся не справиться с заданиями педагогов и опасаются, что другие могут заметить это. Поэтому они стараются держаться в сторонке, чувствуют себя изолированными, беспомощными, замкнутыми. Их поведение приобретает черты аутизма. С лучшем случае, в группе находятся дети, которые играют с ними в «Дочки-матери», как с куклой, бессловесной, на все согласной. Или реализуют с его помощью стремление заботиться о ком-то, или удовлетворяют потребность доминировать над кем-то. В худшем — на ребенка вообще не обращают внимания и он уходит в мир своих фантазий. Приходится терпеливо и осторожно повышать их самооценку, статус в коллективе, укреплять веру в собственные силы, в доброжелательность сверстников и педагогов.
«Покажите ребенку картинку, и он заговорит», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Лев Семенович Выготский тоже считал, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая.
Между тем, ощущение и восприятие детей с логопедических групп затруднено, они не владеют сенсорными эталонами и перцептивными действиями. Мы учим их воспринимать мир со всеми красками, звуками, запахами, формами по различным каналам получения информации: зрительному, слуховому, кинетическому, аналитическому. Учим их слушать, видеть, воспринимать, оперировать полученной информацией, выражать её словами.
Нарушение двигательных навыков выражается скованностью, плохой координацией, недоразвитостью мелкой моторики, несогласованностью движений рук и ног. Лучшая форма преодоления этих недостатков — двигательная активность, будь то отбивание мяча, прыжки через скакалку, разучивание танцевальных упражнений, пальчиковая гимнастика.
Дети, с которыми мы работаем, не любят напрягать не только мозг, но и мышцы, а, следовательно, не умеют расслабляться, отдыхать, они находятся в постоянном напряжении. С ними необходимо проводить упражнения на релаксацию. Очень полезны игры с фитболами или в сухом бассейне, прыжки на батуте.
Для раскрепощения, снятия мышечного напряжения очень полезно рисование красками на большом листе бумаги (А-3, А-4). Ребенок может рисовать по собственному замыслу или на тему, предложенную взрослым. Затем рисунками украшают кабинет или группу. Если идет подготовка к праздникам или тематическим развлечениям, то сразу несколько детей рисуют, делают коллаж или аппликацию для оформления детского сада (веранды, крыльца). Это, кстати, и самооценку повышает.
Чтобы преодолеть эмоциональную вялость, которая сочетается со свойственным детям эгоцентризмом, проводятся психогимнастические этюды, позволяющие осознать свои эмоции и понимать настроение других людей.
Для преодоления быстрого утомления и повышения работоспособности детей необходимо предлагать разные по характеру задания, постоянно вдохновлять детей, бурно радуясь их успехам; задания предлагать в форме игры, делать так, чтобы ребёнок чаще побеждал, чем проигрывал. При этом перехваливания и незаслуженной похвалы нужно избегать. А улыбка, радость, похвала заинтересованного взрослого должны быть искренны.
Сначала ребенок выполняет очень легкие задания (подобные тем, с которыми он справился на диагностике). Это необходимо для того, чтобы ребенок поверил в свои силы. Ребенок увидит, что у него что-то получается, и захочет, чтобы получалось снова и снова. Затем ему предлагают задания в ЗБР, то есть такие, с которыми он может справиться при небольшой помощи взрослого (взрослый не должен выполнять задания за ребенка). Таким образом, ребенок видит резерв своих возможностей.
Общий фон занятий должен быть положительным. Если по какой-либо причине ребенок «завис», необходимо упростить задание, чтобы ребенок справился с ним. Особенно это касается окончания занятия. Поэтому необходимо продумать и приготовить заранее разные варианты одного и того же упражнения, разные варианты заданий.
От критических замечаний лучше воздержаться, потому что ребенок начинает судить о своих достижениях по замечаниям окружающих. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих. Ребенку необходимо ощущение того, что он справился, справился сам, он может, у него и в другой раз получится. В дальнейшем ребенок должен понять, что лишь тот добьётся успеха, кто научится держаться до конца и при сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений.
У детей логопедической группы нужно развивать не только интеллект. Их надо социализировать, научить жить среди сверстников. Для этого проводятся психологические игры, которые учат детей сопереживать другим, брать на себя ответственность за свои поступки, работать в команде, оставаясь самостоятельной личностью.