Интерактивная песочница

print

Мастер-класс для педагогов

Использование интерактивной песочницы «iSandBox» в работе с детьми дошкольного возраста

Цель

Знакомство педагогов с педагогическими и психологическими аспектами режимов интерактивной песочницы

Задачи

— Познакомить педагогов с правилами включения и выключения интерактивной песочницы «iSandBox»
— продемонстрировать режимы интерактивной песочницы «iSandBox»
— рассказать об использовании интерактивной песочницы «iSandBox» в различных видах деятельности и общения детей,
— показать преимущества работы с интерактивной песочницей в организации коррекционно-развивающих занятий для детей с нормальным развитием и с детьми с ОВЗ

Введение

Современные дети с рождения находятся в потоке цифровой информации. Многие, еще не умея говорить, легко управляются с планшетом или телефоном, которые разрушают детскую психику и снижают познавательный интерес.
Воспитателям, логопедам, психологу необходим универсальный инструмент, который будет интересен ребенку, и может быть использован для развития детей с нормой и коррекции проблем у детей с нарушениями развития.
Интерактивная песочница «iSandBox» обладает таким ресурсом.
Игры с песком снижают психоэмоциональное напряжение, дают ребенку возможность отдать свой негативный разряд и получить позитивные эмоции; стимулируют работу рецепторов, находящихся на кончиках пальцев; раскрывают творческий потенциал без вреда для психики.
Интерактивная песочница позволяет каждому педагогу выбрать режим для детей с нормальным развитием, подобрать режим для детей разнообразными особенностями; работать индивидуально, с малой группой, подгруппой, с группой детей; решать задачи в зависимости от возраста.
Любые классические игры и упражнения игры и упражнения можно перенести в песочницу. Интерактивная песочница создает эффект новизны, повышая мотивацию к обучению.
Разработчики «iSandBox» опирались на учение А. Р. Лурии о трёх блоках мозга.

Правила игры с песком

Перед занятием закатать рукава, вымыть и насухо вытереть руки.
Играть аккуратно, чтобы не песок не попадал в глаза и не высыпался из песочницы, не сыпался в обувь.
После игры с песком вымыть руки.
Нельзя использовать воду.

Описание режимов

Начинать знакомство детей с песочницей. лучше всего с режима «Ландшафт» В зависимости от рельефа, который формируют дети, на песке возникают горы, реки, поля.
Как и многие другие режимы, «Ландшафт» позволяет инсценировать сказки, способствует развитию режиссерских игр.

Сказка «Репка»

Цель: закрепление представлений о числовом ряде.
Ход игры: дети отыскивают в песке игрушки, догадываются, персонажами какой сказки они являются, строят декорации к сказке. Затем дети вспоминают сказку «Репка», последовательно ставят персонажей, пересчитывают, называют их количество, находят и выкладывают карточки с соответствующими цифрами, отвечают на вопросы «За кем?», «Перед кем?», «Между кем?»

Режим «Игрушки»

На песочное поле проецируются контуры фигур – детских игрушек. Дети раскрашивают их, раскапывая или засыпая песком. Раскрашенная фигура оживает.
Работая в этом режиме, дети
— учатся выполнять, объяснять правила
— знакомятся с проекцией предметов
— учатся соблюдать границы
— учатся усидчивости, аккуратности (детям с СДВГ раскрашивать трудно)
— учатся договариваться

Упражнения для развития памяти:

— какие игрушки мы раскрашиваем?
— что изменилось?
— какие игрушки исчезли?

Режим «Воздушные шары»

По песочному полю летают воздушные шарики. Задача игрока – схлопывать только те, которые совпадают по цвету с рамкой.

Эта игра учит распределять и переключать внимание, оттормаживать импульсивные реакции. Она учит контролировать и регулировать свою деятельность.

Режим «Сетка»

На песочное поле проецируется сетка, размеры клеток можно менять.

Игра «Солдаты на посту»
Цель: нахождение цифр по заданной программе в таблице со случайным расположением
Ход игры.
Педагог и ребенок выкладывают вверху песочного поля параллельно друг другу два комплекта карточек с цифрами от 1 до 9.
Затем педагог убирает свои цифры, а ребенок находит в песке солдат и выстраивает их рядом со своими цифрами, последовательно, начиная с цифры «1».
Педагог в произвольном порядке раскладывает в таблице (3х3) свои цифры и говорит ребенку: «Посмотри, у каждого солдата свой пост. Твой взвод идет охранять посты. Где пост номер 1? Поставь туда солдата». Ребенок переставляет солдата с цифры 1 на пост под номером 1 и т. Д. по порядку.
Педагог говорит: «Теперь ты командир. Ты проверяешь посты. Проверь по порядку все посты. Все ли солдаты на местах. При затруднениях педагог обращает внимание ребенка на программу – верхний ряд карточек.
Педагог говорит: «Ты проверил? Всё в порядке? Солдатам пора на место. Сначала возвращается солдат с поста номер 1, потом с поста номер 2 и. т.д.». Ребенок переставляет солдат по порядку от 1 до 9 на прежние места.
Педагог говорит: «Генерал приказал командирам расставить посты в одну линию по порядку: от 1 до 9» Ребенок раскладывает карточки с цифрами из таблицы в ряд.

Игра «Муха»

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве по направлению от себя.
Ход. ребенок отыскивает в песке насекомое (муху, кузнечика, шмеля). Сажает его в середину сетки и перемещает её согласно инструкции педагога. Если муха «вылетает» за пределы сетки, ребенок хлопает (ловит её, а потом отыскивает в песку следующее насекомое.

Игра «Поиск сокровищ»
Цель: формирование пространственных ориентировок
Ход. Ребенок следуя инструкции педагога, передвигается по клеточкам, находит закопанный в песке приз.

Игра «Дорога к дому»
Цель: формирование умения строить программу действий.
Ход игры. Сказочный персонаж и его домик находятся в разных концах песочного поля. Ребенок продумывает варианты перемещения персонажа к домику.
Усложнение: преграды в виде бревен, камней, заборов.

«Графический диктант»
Цель: формирование пространственных ориентировок
Ребенок находит и выкладывает палочки по словесной инструкции.

Игра «33 попугая»
Цель: формирование умения находить длину предметов
Ход. Ребенок находит длину предметов и сравнивает предметы по длине.

Режим «Циклопы и драконы»
Дети выбирают, кому они будут помогать: циклопам или драконам. По окончанию сета определяется победитель.
Дети учатся выполнять правила, договариваться друг с другом, распределять и переключать внимание. Можно меняться персонажами, которых нужно хлопнуть. Это помогает научиться оттормаживать привычные импульсивные действия. Ребенок может сражаться с монстрами в одиночку, одной рукой хлопая по драконам, другой – по циклопам. При таком упражнении формируется межполушарное взаимодействие.

Режим «Защита базы»
На песочное поле проецируется боевая игра, целью которой является защита базы от танков и вертолетов противника. В случае успеха ребенку присуждается победа.
Игра помогает детям с низкой самооценкой поверить в свои силы.
Если играют несколько детей, они учатся договариваться друг с другом, вырабатывают правила, распределять роли, продумывать стратегию.
Тем, кто не выполняет правила игры, присуждается поражение.

Режим «Океан»
Игра «Море – суша»
Цель: снижение импульсивности
Создается ландшафт, в котором есть и море, и берег.
1 этап – тренировочный. Взрослый командует, в случайном порядке называя море или сушу. Ребенок кладет ладошку на соответствующее место ландшафта. Когда ребенок понял правило, педагог переходит ко 2 этапу.
2 этап. Сначала педагог просто командует, потом начинает командовать стереотипно: «море – суша, море – суша, море – суша». Когда ребенок привыкнет к такому стереотипу и выполняет действия автоматически, уже не слушает взрослого, избирательно не дифференцирует, то сначала взрослый произносит: «море – суша, море – суша» , а затем с той же интонацией: «море – море». (взрослый ломает стереотипы).
3 этап.
Взрослый говорит ребенку: «Я буду обманывать твои глазки. Смотри на меня внимательно и делай то, что покажу, а не то, что я скажу»
И наоборот: «Я буду обманывать твои ушки. Слушай меня внимательно ушками и делай так, как я скажу, а не так, как покажу». Говорит суша, а сам бросается в море… А ребенок должен оттормозить импульсивные реакции.
Если ребенок ошибается, взрослый просит его сначала проговаривать, что он будет делать, а потом делать.

Игра «Земля, вода, воздух»
Цель: оттормаживание импульсивных реакций
Ход, проводится по аналогии с предыдущей, только добавляется хлопок в ладоши в воздухе.

Игра «Акула»
Цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
Ход. Создается ландшафт с большим количеством воды. Дети находят спрятанные в песке игрушки: акулу и рыбок. Тот, кому досталась акула, говорит, куда она плывет (в правый верхний угол, в левый нижний и т.д.), а остальные дети помогают рыбкам переплыть в безопасное место.

Режим «Времена года»
На песочное поле проецируются картины времен года. Педагог может выбрать месяц, с которого начинается трансляция, скорость смены времен года
Дети запоминают названия и характерные признаки времен года, понимают цикличность смены сезонов.
Поставив режим на паузу, можно беседовать об о определенном времени года, читать стихи, инсценировать сказки и рассказы.

Режим «День-ночь»
Возможна трансляция только дня, только ночи или одновременно дня и ночи.
Режим помогает улучшить знания об окружающем, способствует вербализации переживаний, связанных с разным временем суток, выявить и снять тревожность.
Можно предложить детям самим придумать игры. Обычно они предлагают игры «День — ночь» (если день – дети двигаются, если ночь – замирают). Другая игра с этим названием похожа на игру «Море – суша». Обе игры направлены на формирование произвольности.

Режим «Сафари»
Дети могут менять ландшафт по своему желанию, наблюдать за животными.
Игра «Хищники и травоядные»
Цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги.
Ход. Дети находят спрятанные в песке игрушки: гепарда, льва, антилопу, зебру. Тот, кому достались хищники, говорят, куда они находятся, (в правом верхнем углу, в левом нижнем и т.д.), а другие дети помогают травоядным спрятаться в безопасном месте.

Режимы «Планета кристаллов», «Планета Карамелька», «Грибландия», «Другое измерение», «Художник» дают простор фантазии детей и служат отправной точкой для создания сказочных сюжетов.
Детям нравится находить задания в капсулах и выполнять их. В капсулах могут оказаться: Crezy-боб, шнур, прыгун, точилка, волчок, мел, насекомое, пазл, 21 палочка, браслет, кубик с точками, приз и многое другое.

Режим «Космос», «Карта мира», «Ледниковый период», «Цвет и форма» расширяют знания и представления детей об окружающем.

Под руководством педагога дети раскрывают все новые секреты Интерактивной песочницы, создают сказку и творят чудеса.