Коррекция СДВГ

print
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Коррекционная программа.
I- Введение
II- Симптомы
III- Структура программы
IV- Тесты

Тематический план занятий, где упражнения расписаны по неделям (раздел IV) и детальную схему работы с проверкой результатов (раздел V) распечатаю по мере обращения. (Объём более 100 страниц текста).

Звоните 8 (916) 562-17-06, С 12:30 до 15:00 по будням;

I.ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Всемирная организация детской и подростковой психиатрии в 2004 г. признала синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проблемой №1 в сфере охраны психического здоровья детей.
Во-первых, СДВГ — самый распространенный диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).
Во-вторых, СДВГ — функциональный диагноз. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность ребенка затрудняют процесс его обу­чения, нарушают отношения ребенка со сверстниками, педагогами и ро-дителями. Детей с СДВГ характеризуют:

  • протестные реакции (непослушание);
  • дезорганизующее поведение (ребенок не слушает взрослых, встает во время образовательной деятельности и ходит по комнате);
  • неадекватное поведение (ведет себя «как клоун»);
  • агрессивное поведение (может ударить импульсивно, чаще в ответ на провокации других детей, не отдавая отчета в последствиях);
  • делинквентное поведение (ребенка легко «подбить на плохое»);
  • травмоопасное поведение (везде лезет, часто не сформировано чувство опасности).

Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом определяются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, желанием помочь.
В-третьих, СДВГ имеет высокую коморбидность с такими психическими расстройствами, как специфическое расстройство развития речи, заикание, энурез, энкопрез, тики. Нарушения социального функциониро-вания в детстве, особенно в случае неадекватного воспитания, могут приводить в более зрелом возрасте к развитию асоциального расстройства личности, формированию зависимости от психоактивных веществ, депрессивным расстройствам, суицидальному поведению. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте обратить внимание на трудности в воспитании и обучении дтей с СДВГ, поддержать их, указать на позитивные моменты функционирования таких детей, помочь структурировать жизнь такого ребенка, поверить в его будущее.

II СИМПТОМЫ

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в детском саду). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ..
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1–2% до 18–20%).
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивость, нарушение внимания, импульсивность.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Дети с этим синдромом чрезмерно болтливы, неспособны усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. У них нарушена координация движений, не сформирована мелкая моторика и праксис. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, неумение использовать иголку и ножницы, несформированный почерк.
Нарушения внимания проявляются в трудностях его удержания. в снижении избирательности и и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Дети непоследовательны в поведении, забывчивы. не умеют слушать и сосредоточиться. часто теряют личные вещи. Они стараются избегать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность связана с заинтересованностью. увлеченностью и удовольствием, то дети способны удерживать внимание часами.
Импульсивность— недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается и ребенок готов к работе в течение 5 -15 минут. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо постоянно двигаться вертеться, крутить головой, чтобы оставаться в сознании.
В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

(А.) Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведенных в разделах 1 и 2.
1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Дефицит внимания

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
(B.) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребёнка до семи лет.
(C.) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
(D.) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

СДВГ.Структура программы

Детям с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью) трудно контролировать своё поведение из-за нефункционирования механизма самоконтроля. Это приводит к сложностям как в обучении, так и в общении с окружающими (взрослыми и сверстниками).

Данная программа направлена на:

  • — формирование социально-адаптивного поведения
  • -реабилитации и личностного роста детей с СДВГ в социуме.

Цель

работы:

  • -установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества
  • -передача опыта социально-активного и уверенного поведения. -формирование произвольной регуляции собственной деятельности, р; -развитие восприятия,внимания, памяти
  • -развитие умения регулировать движения, поведения, речь
  • -воспитание самоконтроля и самооценки

Категория участников: дети 4,5 -7,5 лет.
Общее количество занятий — 28, занятия проходят с октября по май
Программа занятий рассчитана на два реабилитационных курса

  • 1-й курс — 20 индивидуальных занятий с ребёнком, по 3 — 5 занятия в неделю, длительностью 50 — 60 минут.
  • 2-й — введение ребёнка с СДВГ в группу ( не более 5 участников). 2 занятия в неделю (Психологические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа») Эти занятия ведутся с детьми подготовительной к школе группы

Все занятия проходят в игровой форме, имеют гибкую структуру, зависящую от возникающих в ходе проведения занятий эмоций, чувств, переживаний детей.

  • Показания для прохождения программы:
  • общая моторная неловкость
  • конфликтный характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
  • агрессивность
  • нарушение учебной деятельности
  • неустойчивость и истощаемость нервных процессов,
  • снижение общей работоспособности, внимания, памяти,
  • двигательная заторможенность и расторможенность,
  • эмоционально — волевые проблемы,
  • трудности формирования пространственной организации

В программу входят 3 блока:

  • Психомоторная коррекция
  • Коррекция нарушений общения
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению

Психомоторная коррекция

Задачи психомоторной коррекции:

  • Развитие внимания и наблюдательности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Снятия психоэмоционального напряжения;
  • Развитие эмоционально выразительных движений;
  • Развитие произвольности и самоконтроля;
  • Развитие координации движений;

Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.

Психомоторная коррекция осуществляется рядом упражнений, которые можно разделить на следующие блоки:

  • блок дыхательных упражнений,
  • блок растяжек
  • глазодвигательные упражнения
  • упражнения на развитие мелкой моторики рук
  • когнитивные упражнения
  • коммуникативные упражнения
  • функциональные упражнения
  • релаксационные упражнения

Коррекция нарушения общения

Задачи коррекции нарушения общения:

    • снижение конфликтности,
    • снятие неадекватных стереотипов поведения,
    • разрешение основных психологические коллизии ребенка.
    • формирование коммуникативных навыков: умения говорить, слушать, участвовать в диалоге, понимать собеседника, умения принимать других, договариваться в различных ситуациях, конфликтных включительно, умение адекватно выражать себя в общении с другими, понимать проявления других людей.

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Задачи:

 

  • формирование полноценной учебной деятельности (принятии учебной задачи, самоконтроля, самооценки)
  • Формирование положительного отношения к школе, мотивов учения;
  • Развитие познавательных процессов
  • Формирование навыков общения и совместной деятельности со сверстниками и с учителем.

 

Занятия проходят в игровой форме:

  • Сюжетно-ролевая игра «Школа»
  • Подвижные игры
  • Психологические игры, формирующие произвольность поведения и выработку внутренней позиции школьника

 

СДВГ.Тесты

Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона)
Корректурная проба позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.
Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт дошкольника вносятся следующие данные:
общее количество просмотренных букв за 10 мин,
количество правильно вычеркнутых букв за время работы,
количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Ребенок ______________________________________Группа ______
Возраст______________Пол __________ Дата __________________

Показатели Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
Количество правильно вычеркнутых букв
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
Точность выполнения задания, %